Под покровительством 'гения места'
квартира (330 м2) в Санкт-Петербурге А. Курочкин, Д. Федоров, М. Калинникова
Многослойность - одна из особенностей архитектуры. Каждый различает в ней свое собственное "послание", значения которого накладываются и прорастают друг в друга, образуя единую сеть, пронизывающую собой не только пространство, но и время - время каждодневного бытия
На эту тему мы говорим с Андреем Курочкиным - одним из авторов проекта жилого интерьера в доме на Петровской набережной. Из гостиной, где протекает наша беседа, открывается великолепный вид на Неву. Здесь особенно ощутимо присутствие того, что древние называли "гением места".
Сама петербургская архитектура, одновременно строгая и нарядная, рожденная на пересечении классической ясности и барочного воодушевления, - наглядное напоминание об эстетическом эталоне, на который следует равняться. А еще заоконный пейзаж не позволяет забыть, что работа в интерьере никогда не разворачивается на пустом месте, "с нуля". Всегда существует основа, с которой архитектор работает и которую преобразует, ориентируясь на интересы заказчика и собственные творческие устремления.
Можно сказать, что в данном случае отношения между хозяевами квартиры и авторами проекта строились по оптимальной модели. Сформулировав свои пожелания, заказчики фактически предоставили архитекторам полную творческую свободу. Среди пожеланий хочется отметить одно, касающееся стилистики интерьера: он должен был получиться "спокойным", "уравновешенным", не обремененным декоративными излишествами.
Сопоставив исходный и итоговый план квартиры, мы увидим, насколько радикальной реконструкции она подверглась.
Работа заключалась в формировании новой структуры интерьера. Неизменной осталась ориентация пространства по центральной оси, параллельной фасаду здания. Основные помещения свободно располагаются по обе стороны этой оси, в центре же сгруппированы помещения технические. Причем центральная часть плана проработана с поистине филигранной тщательностью, здесь учтен буквально каждый квадратный сантиметр площади. В результате, хотя это пространство вынесено в самую середину квартиры, его просто не замечаешь: оно не спрятано, однако словно исключено из игры.
Добавим, что "технический центр" квартиры выполняет еще одну важную функцию: он разделяет весь первый этаж на две половины (одну можно условно назвать "публичной", вторую - "приватной").
Войдя в квартиру, оказываешься в прихожей, к которой примыкают гостиная и кухня. Отсюда можно подняться на второй этаж, основное пространство которого занимает другая, большая гостиная для приемов.
"Приватная" половина совершенно изолирована от представительских помещений. Гардеробная, оборудованная лаконичной мебелью и светильниками, служит своего рода преддверием спальни. Отсюда же попадаешь в просторную ванную комнату. Ее оформление соответствует общему для квартиры принципу стилистической чистоты и безупречности линий. Например, ванна Филиппа Старка - достойное продолжение темы сочетающихся прямых и изогнутых линий. Однако стилистическая строгость отнюдь не исключает игрового и чувственного начала. Это особенно заметно в деталях оформления интерьеров.
Кровать, вынесенная в центр комнаты, снабжена удобной и в тоже время очень декоративной стенкой-изголовьем. Даже в самом диагональном размещении кровати заметно стремление привнести в интерьер живописные ноты - выразительные и при этом сдержанно-немногословные.
Вообще внимание к деталям и забота об удобстве и функциональности - главные достоинства оформления этой спальни. Небольшая полукруглая перегородка выделяет уютное пространство возле камина. Здесь, на диване, приятно посидеть в уединении или с близким человеком. Архитектурное решение способствует созданию атмосферы доверительности и покоя. Кроме прочего, эта маленькая "комната в комнате" предваряет вход в детскую.
Если спальня и детская образуют уединенные, замкнутые объемы, то помещения второй, "публичной" половины свободно сообщаются между собой. Здесь нет сплошных переборок, только столбы несущей конструкции. Пространство непрерывно развивается от одной своей части к другой.
Оба этажа объединены как функционально, за счет лестницы, так и визуально. Для этого создан "световой колодец", пронизывающий все пространство квартиры. Объем, спокойно развивавшийся от одной комнаты к другой, теперь устремляется вверх, к свету. Такова современная интерпретация древнейшего архитектурного мотива внутреннего двора-атриума, остроумно реализованная в условиях городской квартиры. Световой колодец ("дом в доме") - настоящее ядро композиции, самый насыщенный и образный ее элемент. Здесь допустимо и некоторое сгущение нефункциональных, зрелищных мотивов.
Скажем, один из столбов в верхней своей части неожиданно изгибается, словно под давлением льющегося светового потока.
Пространство второго этажа трактовано целостно - как одна большая гостиная с примыкающими к ней лоджией и хозяйственной комнатой. Масштаб помещения позволяет гостям разместиться здесь свободно, сколько бы их ни было. И еще о деталях. Переходя из комнаты в комнату, замечаешь, что рисунок карниза нигде не повторяется: свой - в спальне, в гостиной, в ванной комнате и в других помещениях. Не только карнизы, но и плинтусы, колонны, капители которых украшены локальными вставками из синего стекла, и другие элементы оформления выполнены по специальным чертежам. Иными словами, перед нами предстают "штучные" произведения. В целом декор навеян стилем ар-деко, но это очень условное определение. Скорее можно говорить об ар-деко как источнике вдохновения, далеком отголоске, порождающем целый ряд ассоциаций.