Под прямым углом
загородный дом общей площадью 600 м2 в Подмосковье
Если речь идет об интерьере квартиры, то здесь возникает масса ограничений. Другое дело, когда с чистого листа строится загородный дом: можно смело экспериментировать с пространством и объемом. Архитекторам во главе с Александром Зусиком, можно сказать, повезло. Заказчик подошел к проектированию своего дома поистине демократично и предоставил авторам фактически полную свободу действий. Правда, надо оговориться, что все-таки пара пожеланий у него была. Зато каких! В здании должны были быть комнаты с... прямыми стенами, также хозяину претила сама мысль о заборе. Последняя задача оказалась наиболее трудной. Дом находится в поселке, и, как ни крути, вокруг соседи.
Архитекторы разработали проект дома в виде подковы, раскрытого окнами основных жилых помещений во двор и с почти глухим внешним фасадом. Получился классический полузамкнутый двор, при этом соблюдено первое условие: несмотря на полукруглую конфигурацию здания, комнаты с прямыми углами. Есть на участке второе здание, служебное, в котором находятся гараж, бойлерная и комната для прислуги. Помимо того что оно, словно ширма, закрывает главное здание со стороны улицы, в нем сосредоточены подсобные помещения, вынесенные за пределы жилого комплекса. "Дома сориентированы таким образом, что создается закрытая от любопытных глаз территория и при этом нет никаких заборов", - отмечает Александр.
Одной из отличительных особенностей постройки стала оригинальная отделка фасадов натуральным доломитом. "Конечно, можно было бы купить стандартные отделочные материалы, но мы хотели придать дому индивидуальность, - рассказывает Александр. - Нашли очень интересный камень - горбыль самарского доломита, который обычно выбрасывается при разработке месторождения. Мы моделировали размеры, форму плитки и получили эффектную фасадную историю".
Говоря об архитектурном прототипе, авторы намеренно отказались от всяческого украшательства и использовали простые приемы. Но ближе всего этот дом к эстетике романтического рационализма Генри Ричардсона, к ранней чикагской школе. "Чрезвычайная добротность постройки, натуральные материалы, криволинейные стены в пластике дома... В самом подходе мы опирались на дорайтовскую традицию, но, конечно, здесь нет ни малейшего копирования и цитат", - замечает Александр.
Распластанный на земле объем был продиктован особенностями участка (необходимо было сохранить деревья) и желанием заказчика получить максимально комфотный дом с небольшими уютными комнатами. Помещения общественной зоны (кинотеатр, гостиная, столовая, веранда-каминная) соединяются в единую анфиладу комнат, и, кроме того, из каждой комнаты есть выход во двор.
В интерьерах приоритет отдан солидному ар-деко. Характерная цветовая гамма (красное дерево, горчично-желтый, бежевый), добротная и консервативная мебель - лучшие образцы американского дизайна от Ральфа Лорена, Билла Софилда и Барбары Берри.
Архитектор Александр Зусик: "Наше сотрудничество с заказчиком было плодотворным и творческим. Многие идеи здесь удалось воплотить впервые: для облицовки фасадов использовали натуральный доломит, в качестве внешних опор - медные трубы. Для интерьера придумали дизайн отдельных элементов (окон, дверей, каминов, части мебели, лестницы), архитектурых узлов и деталей"