Поэт в России

Декорации к фильму "Есенин"

Дата публикации 29.07.2000

Фото: Евгений Лучин

Материалы подготовил: Павел Портнов

Текст: Юлия Сахарова

Журнал: N6 (95) 2005

"Есенин" - так называется 8-серийный фильм о жизни и смерти русского поэта, который снимает режиссёр Игорь Зайцев. В декорациях к фильму художники-постановщики Елена Елисеева и Григорий Широков создали живой и убедительный образ эпохи Этот фильм - совместный проект Первого канала и компании "Просинема Продакшн" - построен по законам детективного жанра, но по размаху ближе к киноэпопее. Его география охватывает половину земного шара: Россию, Германию, США, Италию. И время, к которому обращаются авторы, переломное, поистине эпическое. Трагедию войны 1914 года сменяет катастрофа Октябрьской революции, вслед за ней - Гражданская война, разруха, голод, террор. Власть насаждает новое пролетарское искусство. На фоне трагической истории страны разворачивается история другая, личная, и не менее трагичная. "Я век себе по росту выбирал" - эта строчка из стихотворения А. Тарковского точно характеризует взаимоотношения личности и эпохи. Эпическое время рождает эпических героев, даже если поначалу они не кажутся таковыми. Простой парень из села Константиново пишет первые наивные стихи, затем поступает на службу в армию. Потом приезжает в Москву, показывает свою лирику Александру Блоку, знакомится с Николаем Клюевым... Вскоре всем становится понятно: юноша из российской глубинки - поэт пронзительного лирического дарования. Декорации к картине, сочетающей масштабность и лиричность, требовали особого подхода. "Концепция декораций родилась из общей режиссёрской концепции фильма "Есенин", - рассказывает Елена Елисеева. - Мы делали ставку на образность. То есть не столько старались быть достоверными в изображении конкретных предметов, сколько пытались создать художественными средствами обобщённый и убедительный образ эпохи. Это и понятно, фильм ведь художественный, не документальный. Поэтому мы фантазировали, иногда допускали сознательные преувеличения, иногда выстраивали декорации по принципу метафоры". Например, салон Зинаиды Гиппиус, в котором по сюжету появляется Есенин, художники задумали как "странное" помещение. В то время, как известно, в среде творческой богемы была в моде экзотика, поэтому салон сделали похожим на восточную опиумную курильню с красными фонарями и восточными иероглифами. (Снимали салон в холле гостиницы "Советская" в Санкт-Петербурге.) Или, например, декорации, изображающие дом последней жены Есенина Галины Бениславской (её играет Ксения Раппопорт), которая была внучкой Льва Толстого. Говорят, для поэта это был брак по расчёту. Но в придачу к квартире в Москве и лаврам мужа внучки великого писателя (согласитесь, не звучит, даже чисто фонетически) он получил несносную тёщу (дочь классика) и тень самого классика, так сказать вечно живого. Художники-постановщики изобразительными средствами дали понять, что домашний культ писателя не что иное, как мещанское идолопоклонство. Недаром в сценарии есть такая реплика Есенина, которого играет Сергей Безруков: "Кругом борода!" Елена Елисеева подобрала на киностудии им. Горького копии картин, изображающих писателя. (Многочисленные копии сохранились ещё с 1985 года, когда С.А. Герасимов снимал фильм о Льве Толстом.) Для пущей "густоты" она добавила в интерьер бронзовые, мраморные, гипсовые бюсты классика. Таким образом, литературная, сценарная метафора стала интерьерной доминантой. Как рассказывают художники-постановщики, снимать интерьер в музее Л. Толстого не стали, а построили декорации на "Мосфильме": больше простора для творчества. Снять концептуальный, образный, ироничный интерьер в музее невозможно по определению. Образ времени вряд ли удалось бы передать без специальных кинематографических приёмов, в частности работы камеры и собственно замечательного оператора Юрия Любшина. "Принципиальным в концепции режиссёра был отказ от стилизации под чёрно-белую плёнку старинных фото и документальных фильмов, - говорит Григорий Широков. - Краски яркие, но как бы теряются в дымке времени. (Дымку навевали при помощи специального дыма.) Это придаёт кадру мягкость, но не делает его монохромным. Очень важный приём: он сокращает дистанцию между есенинским временем и сегодняшним днём".