Полет над городом
московская квартира общей площадью 80 м2 Марина Зайнетдинова, Кирилл Кручинин
Эта необычная квартира заставляет вспомнить знаменитый "Летатлин" Владимира Татлина и эксперименты Малевича с цветом и формой. Но если обычно мы видим художественный объект снаружи, то в этой квартире попадаем внутрь него. "Нам была предоставлена полная свобода творчества, - рассказывает руководитель проекта Марина Зайнетдинова. - По сути, мы могли делать все, что захотим. И придумали вот такой проект - "летательный аппарат"
Дело в том, что квартира находится в замечательном по-своему месте - на верхнем этаже высотного дома в "Алых парусах", откуда открывается великолепный вид на Москву-реку, Ходынское поле и Тушинский аэродром. Ощущение полета, знакомое каждому, кто любовался пейзажем с большой высоты, плюс такие реалии, как небо, аэродром и самолеты, определили выбор темы. Интересно, что художественная идея полета была воплощена таким образом, что в результате получилось по-настоящему свободное и сверхоткрытое пространство, в котором реальные квадратные метры (а их около 90) становятся не более чем условностью.
Организующим началом стала конструкция, ассоциативно обозначающая самолет: округлые "ребра" и "крыло". Она развернута под углом по отношению к прихожей и по диагонали к пространству квартиры в целом. Диагональное направление подчеркивают "взлетная полоса" - встроенные в пол светильники - и рисунок квадратных плит керамического гранита, уложенных по линии "движения самолета". Ребра - лаконичная брутальная конструкция из нержавеющей стали - центр композиции. Попасть из прихожей в директорию квартиры можно только сквозь "каркас самолета", и никак иначе. Взлетная полоса - это еще и связующий элемент функциональных зон - холла и гостиной. Окно гостиной, благодаря общему контексту, приобретает условные черты носа самолета и как бы открывает перспективу полета.
Остроумная конструкция из листов нержавеющей стали под потолком - "крыло самолета" - организует зону кухни-столовой. И словно еще раз подтверждает мысль, что не стоит бояться крупных объектов в небольших помещениях: если они по-настоящему дизайнерские, то есть творческие и скрупулезно просчитанные, - пространство парадоксальным образом будет казаться больше. На этот эффект работает и прием контраста: объемным металлическим конструкциям авторы противопоставили прозрачные стеклянные поверхности, легкие стулья, форма которых, кажется, едва обозначена каркасом. Цветовое решение квартиры архитекторы также построили на контрасте - серебристого, красного и черного. Похоже на полотна классиков супрематизма.
Марина Зайнетдинова:
Образ этой квартиры был навеян полотнами супрематистов, "Летатлиным" Владимира Татлина... Квартира - "летательный аппарат"? Это вполне возможно. Та же "машина для жизни" (по выражению Ле Корбюзье), только похожая на самолет...