Политика нейтралитета

трехуровневый дом в Подмосковье (860 м2) Микеле Рацини Дом, построенный и оформленный в стиле Fusion: сочетание разных стилевых особенностей в одном объеме

Дата публикации 01.03.2002

Фото: Михаил Степанов

Текст: Лилия Гельман

Автор проекта: Микеле Рацини

Журнал: N1 (57) 2002

В этом стиле, как в музыке, существует множество вариаций. Их правильный подбор рождает гармонию, ошибка вызывает диссонанс. Чтобы "играть" с ним, надо не только "знать ноты", но и обладать прекрасным "слухом", образованием и талантом. К диалетантам Fusion нетерпим. Итальянский архитектор Микеле Рацини сочиняет только прекрасные "мелодии". Одна из них недавно "прозвучала" в Москве... Чтобы жить в классическом английском интерьере, нужно быть немного англичанином: читать за завтраком газеты, есть овсянку и приходить вовремя на деловые встречи, официальные обеды и дружеские вечеринки. Немецкий дом предполагает граничащую с педантизмом аккуратность, четкость и размеренность образа жизни. Японский - спокойную созерцательность и неспешный ритм... Интерьер по-итальянски - это нечто совершенно иное. В России итальянское зодчество давно стало частью градостроительной традиции. Недаром история отечественной архитектуры так богата переделанными на русский манер итальянскими именами: Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, Яков Иванович Кваренги или Карл Иванович Росси. Авторство этого подмосковного дома принадлежит Микеле Рацини - итальянскому архитектору. Эта именитая дама обладает поистине "международной" профессиональной ориентацией: она "экспортирует" проекты в разные страны. Из своей штаб-квартиры в Италии она одновременно ведет итальянские, русские, испанские, швейцарские и даже японские "переговоры". Поэтому и стиль, которому архитектор отдает предпочтение, можно назвать "политически нейтральным". Но нейтральность - это отнюдь не индифферентность. В этом доме все смешалось: древнегреческая "храмовая" лепнина, кованая вязь вкруг винтовых лестниц, классический английский кабинет, венецианская мозаика из цветного стекла, китайская беседка и беззастенчивый украинский уголок на приусадебном участке... Fusion в переводе с английского означает "сплав", "синтез", "объединение". Применительно к искусству - это сочетание разных стилевых особенностей. Он вошел в моду сравнительно недавно, на волне тех интеграционных процессов, которые в последнее время актуальны для цивилизации в целом. При этом итальянское "происхождение" интерьера и английская стилевая подоплека в основе декора отлично прижились на русской почве - культуре, по природе своей интернациональной, открытой всем заморским ветрам. Огромный холл встречает гостей античными лепными украшениями и роскошной мраморной мозаикой на полу с золотой инкрустацией. Такой пол напоминает скорее ковер, чем холодный камень. Огромное пространство комнаты разбито на две части: и это не монументальное деление пространства, но дизайнерский прием - игра цветом. Так, палевый у входа и пестрый на возвышении, мрамор сам по себе определяет каждый свою "половину". Передняя стена завершается ложным потолком, дизайн которого полностью копирует оформление пола. Эффект, производимый великолепным венецианским подсвечником, подвешенным на высоте 10,5 метров, усиливают вмонтированные в потолок золотые лампочки. Кухня - настоящая средиземноморская: здесь много мрамора, стекла и металла. Светло-желтый рисунок на обоях и яркое освещение делают ее "теплой" и солнечной, словно пренебрегая господством "холодных" материалов. Пол выложен итальянской керамической плиткой и, как и в холле, украшен мозаикой с ковровым узором. На широких, по русскому обычаю, подоконниках даже в зимнее время растут ароматные травы. Демократичная кухня связана с более официальной и "английской" по духу столовой скользящими дверьми, декорированными разноцветными украшениями из венецианского стекла. Столовая - яркий пример создания классического английского интерьера из предметов, "закрепленных" за другими почтовыми адресами: минималистичная стеклянная полка из Италии, старинный серебряный чайный сервиз из России, восточный ковер, венецианский хрустальный подсвечник и, наконец, французское кружево на круглых столиках, предназначенных для закусок - по русской (равно как и шведской) традиции. Строгую атмосферу столовой нейтрализуют мягкий свет, уютная ткань и, главное, паркет из вишневого дерева. Английский стиль продолжается в библиотеке. Здесь и камин на первом этаже, и маленький кабинет - на втором. Английский "тон" задают классический книжный шкаф и камин, окруженные деревянными панелями, и уголок для серьезных мужских бесед - два кресла с высокими спинками и шахматный столик напротив. Второй ярус - это старинный английский стол вишневого дерева с зеленым кожаным покрытием и стильный "тяжелый" книжный шкаф. Солидная мраморная лестница связывает комнаты первого этажа с подземной частью дома, где расположены бильярд, бар, фитнес-центр. Главная идея бассейна - связь между морем и небом - осуществлена архитектором с помощью самого обычного, казалось бы, света - от светлого "утреннего" до темного "ночного". Цвет стен также участвует в создании географического эффекта. Цвет настенной стеклянной мозаики, темно-синий с золотыми вкраплениями (звездами) у потолка, светлеет по направлению к "уровню моря", постепенно сливаясь с зеленовато-голубым, по-настоящему морским, цветом воды. Даже в оформлении зимнего сада Микеле Рацини применила метод Fusion: "живая" зелень сочетается с растительной "живописью", украшающей мебель и обои. Огромные прозрачные окна расширяют пространство зимнего сада до беспредельности, так как за окнами - настоящий лес. Иллюзии "открытости" способствуют подвешенные на прозрачных тросах под потолком маленькие галогенные лампы, создающие эффект солнечного света, и естественные материалы - терракотовая плитка, камень и дерево, примененные при оформлении пола и стен. Искусственный ручей с подлинным каменным руслом делает его идеальным "соседом" для спальни, расположенной на втором этаже. Современную спальню Микеле Рацини украсила простой, но элегантной мебелью. Изголовье кровати украшено инкрустацией из разных пород дерева. Ткань, наброшенная на рукодельную скамью, соткана вручную по технологии XVIII века. Маленький столик рядом с кроватью - настоящее произведение ремесленного искусства. Итальянские мастера, которые делают эти вещи, как и несколько столетий назад, применяют те же инструменты и технологии. Нейтральную гамму спальни оживляет нежно-зеленый цвет обоев и ковра. Везде в доме освещение устроено по особому принципу: искусственный свет умело уподоблен натуральному. Например, "солнечный свет" в гостиной на втором этаже сымитирован так: маленькие галогенные лампочки расположены не просто на потолке, как обычно, но упрятаны по всей длине условной "трещины", которая сплошь "прорезает" потолок. Легкая винтовая кованая лестница связывает гостиную на втором этаже с детской и гардеробом, расположенными в мансарде. Но мансарда - это еще одна "эпоха" в истории дома... Здесь Fusion даст о себе знать в будущем. Микеле Рацини: "Мне важно понять не столько то, что говорят заказчики, сколько то, что остается за "территорией" слов. "Узнавание" себя в интерьере таит потрясающие возможности для экспериментов. Главная идея этого дома - интернациональность, синтез, сплав разных традиций и культур. На мой взгляд, именно она наиболее полно раскрывает русского человека."