Полная чаша
Барокко в современной интерпретации
Барокко обычно характеризуют как роскошный, пышный и щедрый стиль, при этом он энергичный и удивительно витальный. Многофигурные композиции дворцовых росписей изображают триумфы античных богов; скульптуры, кажется, двигаются — так гениально их авторы (вслед за гением барокко скульптором Бернини) передают движение. Лепной декор подчёркнуто выпуклый и вычурный, драпировки с рельефно заложенными складками напоминают скульптурные композиции... Три с половиной века назад тон в моде на барокко задавали Версаль и лично Людовик XIV. Вся Европа подражала Франции, но при этом сумела объединить все лучшее, что было наработано разными европейскими культурами.
Над интерьерами знаменитых дворцов трудились, как бы сейчас сказали международные команды профессионалов. В Большом дворце Петергофа за строительство и интерьер отвечали француз Леблон, итальянцы Пино и Трезини, а резьбу по дереву — скульптуры кариатид и амурчиков, гирлянды и завитки — выполняли французские резчики Фоле, Руст, Фордр и Таконе. Декор залов Екатерининского дворца (до 1910 года он назывался Большой Царскосельский) по приглашению Екатерины II разрабатывал выдающийся шотландский архитектор Чарльз Камерон, а строил его Бартоломео Растрелли. Дворец Нимфенбург (резиденцию курфюрста в Мюнхене) возводили итальянские архитекторы Барелли и Цуккалли, а грандиозную роспись на потолке парадного зала осуществил немецкий художник Иоганн Баптист Циммерман.
Венценосные особы с удовольствием заказывали мастерам мебель в стиле Людовиков — пузатые комоды на гнутых ножках и на таких же ножках вальяжные кресла, все в золочёной резьбе. Во дворцах той эпохи золочения вообще очень много — золотили скульптурную резьбу, лепные элементы потолка и стен, и это создавало ощущение не вероятной роскоши.
Частный интерьер ХХI века вызвал к жизни целый спектр вариаций на тему барокко — от вполне аутентичного стиля в духе Екатерининских дворцов до «фантазийного барокко». Современный интерьер в классическом стиле любит такие вещи, как, например, консоль или кресло с преувеличенно пышной резьбой, с каким-нибудь залихватски выбившимся из общей «причёски» завитком, или диван классических форм, но с обивкой из современной модной ткани, какой и в помине не бывало в XVII или XVIII веке. Сегодня фабрики производят и абсолютно антикварную по виду мебель — реплики, созданные по архивным образцам (а также почти неотличимые от старинных бронзу, люстры, фарфор и ткани). А уж современный интерьер компонует их по-разному: если при Людовике XIV и Екатерине II ведущей была идея этикета, определённых рамок (в том числе и стилевых), то этикет сегодняшней эпохи — свободное смешение всего и вся в духе индивидуализма. Не всякий стиль смог бы при этом сохраниться как стиль, а не просто как набор цитат. Барокко, при том что его (надо признаться) разобрали на цитаты, сохранился как стиль, хоть и приобрёл приставку «нео-». Она, кстати, тоже свидетельствует о его особенной востребованности в новую эпоху.