Поместье XXI века
загородный дом общей площадью 423 м2
Заказчики этого объекта пришли к архитекторам почти случайно - на одной из архитектурных выставок увидели проекты, заинтересовались, позвонили. Они долго жили в городе и в какой-то момент устали, решили сбежать. Гинтаутас Наткявичюс рассказывает: "Заказчики вспоминали ветхозаветную историю. Так же как Ной когда-то собрал всех живых существ, построил ковчег и пустился в путь, они решили оставить все, что долгое время их окружало, взять тех, кто им дорог, и уехать из города в поисках по-настоящему своего места. Кстати, эта уже почти семейная легенда вскоре получила продолжение: когда через несколько лет у них родился сын, его назвали… Ноем".
Место для нового дома искали очень долго и, как это часто бывает, нашли неожиданно - участок площадью более 10 гектаров на склоне холма, откуда открывается захватывающий вид на долину и реку. И влюбились сразу. "Было понятно, что вид - одно из главных достоинств этого места, - продолжает Гинтаутас. - И сомнений относительно того, как будет ориентирован дом, у нас не было. Большая часть окон выходит в сторону долины. С противоположной же стороны открывается достаточно тривиальный вид на поля и кромку леса - здесь фасад мы сделали практически глухим".
Действительно, тыл дома выглядит как мощная крепостная стена. Подобные ассоциации усиливаются за счет того, что поверхность кажется рифленой (использованы доски разной толщины). "Фасад - это особая история, - улыбается Гинтаутас. - Можно сказать, что именно здесь состоялся наш главный эксперимент. Вначале предполагали сделать целиковую бетонную конструкцию, поверхность которой будет имитировать фактуру дерева. Но после детальных расчетов поняли, что одно из крыльев дома не выдержит подобной нагрузки. И решили не мудрить - сразу использовать доски. Но эксперимент, конечно, состоял не в этом, а в том, что доски эти самые обычные и ничем не обработанные. Было совершенно непонятно, что из них получится под воздействием окружающей среды. Тем не менее мы верили, что прием оправдает себя. И оправдал: доски начали темнеть, и на них проступили самые разные цвета - черный, красный, коричневый. Благодаря такому решению фасад получился необычным, даже как будто живым. Надо отдать должное заказчикам - они проявили смелость и согласились на эту своего рода авантюру".
Вообще, заказчики оказались под стать архитекторам - экспериментаторами. Когда те в первый раз увидели участок, на котором предстояло строить, им показалось, что возможности безграничны. Но вскоре стало понятно, что далеко не всякий дом выдержит заданные масштабы и не потеряется в этом почти грандиозном природном окружении. "Каким бы гигантским ни был дом, он не вписался бы, - говорит Гинтаутас. - Мы подумывали сделать что-то наподобие старинной литовской усадьбы - с подъездной аллеей, служебными корпусами и главным домом. Показали заказчикам несколько визуализаций - не понравилось. И вдруг кто-то из нас вспомнил о костре и предложил: а почему бы нам не сделать постройку, которая в проекции будет напоминать положенные друг на друга поленья? Так получилась эта странноватая на вид конструкция - два прямоугольника, сходящихся под углом. Один из них приподнят - под ним находится парковка. Логично, функционально и, главное, органично вписывается в окружающую природу". Первые - более традиционные - проекты вызывали у заказчиков вопрос. Этот же вариант, ни на что не похожий и действительно далекий от стандартов, приняли сразу. "Оказалось, что мы зря опасались неприятия. Максимальная революционность - именно то, что было нужно нашим заказчикам, - улыбается Гинтаутас. - Когда мы начали работать над интерьером, поначалу тоже держались магистральной линии - предлагали проекты в духе распространенного представления об уюте. Заказчики качали головой. И вот, когда мы так несмело, деликатно спросили: "А может, прямо бетон и оставим?" - они радостно пожали нам руки".
Так "бетонная" тема стала главной в этом интерьере. "Здесь в принципе все очень просто: мы использовали три основных материала: прежде всего бетон (даже не стали закрывать швы), затем дерево (в основном это дубовые полы верхнего этажа и некоторые предметы мебели) и, наконец, стекло, - продолжает Гинтаутас. - Благодаря прозрачным перегородкам из стекла, которые разграничивают пространство первого этажа, оно просматривается насквозь. Вообще, первый этаж - это несколько бетонных стен и стекло (там, где перегородок было не избежать) плюс максимально свободное пространство. Мы даже весь свет сделали встроенным, чтобы ничто не отвлекало и не мешало любоваться природой, которая за счет огромных панорамных окон и фактического отсутствия стен становится единым целым с интерьером дома".
Гинтаутас Наткявичюс: "Когда мы работаем над проектом, то стараемся найти философскую основу, не ставить на первое место технические данные и проработку структурных моментов. Для нас важна эстетическая составляющая. Мы не забываем о функциональности, но на первом месте у нас психологические и философские вопросы. Если все элементы привести к гармонии, проект сложится"