Портрет стула

Мебель Шломо Харуша из стальной проволоки и алюминия

Дата публикации 14.03.2002

Текст: Людмила Кришталева

Журнал: N1 (46) 2001

Шломо Харуш принадлежит к "летучему" племени номадов. Современные кочевники путешествуют из страны в страну, чтобы прожить несколько жизней вместо положенной одной. Голландия, Италия и Америка - вот территории, уже освоенные непоседливым израильтянином Идея свободолюбивого кочевничества очень дорога художнику, поэтому неудивительно, что она проникает и в его творчество. В Венеции и Нью-Йорке проходили выставки Харуша, передвижные в буквальном смысле слова. С утра до вечера в течение недели резвые антилопы и мифический Троянский конь перемещались в лодках и автомобилях по улицам городов. А прообразом мебели Шломо Харуша стала обыкновенная упаковка, без которой вещам путешествовать категорически запрещается. Кстати, коллекция так и называется This side up - "Этой стороной вверх" (а еще можно перевести как "Не кантовать"). Она быстро распространяется по миру, и мы уже встречали ее в Миланской галерее Clio Calvi Rudi Volpi и в одном из шоу-румов Лондона Chelsea Design Center. Прожив несколько лет в Италии, Харуш, конечно, много повидал и узнал. Для него это, прежде всего, страна дизайна. Вероятно, именно поэтому свою работу с мебелью Шломо считает не дизайном, но искусством. Просто его объекты таковы, что могут быть еще и функциональными. Полезные скульптуры, как автор их называет. Предметы из коллекции This side up нарочито просты по форме - наивные и примитивные, известные испокон веков, вневременные. Фактически, это архетипы кресла, стула, стола. Портреты, как говорит о них сам художник. Шломо работает в основном со стальной проволокой и алюминием. "Когда я держу в руках конец гибкой проволоки, мне кажется, что я рисую карандашом. Только изображения получаются трехмерные, а не двухмерные". И действительно, его скульптуры порой напоминают хорошую графику. Проволока графична, а листовой алюминий что? Живописен? Пожалуй, да. Мятые плоскости белого металла необычайно эффектны и богаты красками, если можно так выразиться. Кстати, Шломо говорит, что его мебель замечательно вписывается в классические интерьеры, наполненные старинными вещами. Почему? Во-первых, потому что антиквариат и современные скульптуры из алюминия абсолютно различны. А во-вторых, потому что и то, и другое очень декоративно. Да, фактура полированного металла становится таковой благодаря тысячекратным отражениям света. Холодная и мерцающая, эта мебель показалась нам зимней и очень праздничной.