Последняя любовь уходящего века
петербургская квартира общей площадью 211 м2 Александр Лебедянский
Сегодня нам довольно трудно осознать, что век назад одной из главных черт стиля модерн считалась функциональность. Ведь для большинства выпускников двадцатого столетия слово "функциональность" ассоциируется в лучшем случае с аскетичностью, в худшем - с типовушками, коммуналками и прочими малоприятными признаками скупого стандарта. Мы как-то забываем, что жилье, достойное свободного человека, должно строиться на беспроигрышном союзе красоты и пользы. А когда вспоминаем - вспоминаем и про модерн. И соглашаемся, что, в отличие от большинства исторических стилей, он не выглядит ныне стилизацией, а логично развивается с учетом новых представлений о комфорте
Все началось с питерского дома - величаво-радостного, с большими окнами, иными словами, построенного в стиле модерн. Приобретя здесь квартиру, грех было не соблюсти единство экстерьера и интерьера.
Новые хозяева и не впали в этот грех, а, напротив, пригласили архитектора Александра Лебедянского. Про него им было известно главное: что он любит и умеет работать с деталями, которые в модерне играют чрезвычайно важную роль. Позднее выяснились и еще две подробности: во-первых, что мастер тоже неравнодушен к стилю модерн, и во-вторых - что он способен к творческому диалогу с заказчиком. Таким образом, работа велась в тесном взаимодействии архитектора с хозяином квартиры. Причем участие последнего не ограничивалось пожеланиями практической направленности - заказчик начал самостоятельно собирать коллекцию антиквариата.
Но мы забегаем вперед. Сначала архитектор совершил нечто необыкновенное и удивительное с планировкой. Нетрудно заметить, что в этом отношении квартира подверглась минимально допустимой переделке. Минимальной - но принципиальной. Модерн не выносит жесткой коридорной системы, его стихия - асимметрия, перетекающие, разви-вающиеся пространства. И коридор был "разбавлен" двумя маленькими, но живописными холлами - перед входом в парадную и частную половину дома. Каждый увенчан своей собственной, сугубо модерновой, люстрой, в каждом имеется столик, старинные кресла, настольные лампы и бра. А главное - эти предварительные помещения сразу погружают вошедшего в раскрепощенно-шикарную атмосферу, которая будет лишь усугубляться по мере продвижения из комнаты в комнату, из одного укромного уголка в другой.
Еще в "предварительных" помещениях обращают на себя внимание двери. Их много и все решены по-разному. Одни радуют глаз нарядными вспышками витражного стекла, другие очаровывают плавностью очертаний деревянных вставок.
А дверь в гостевой санузел и вовсе замаскирована под большое зеркало в изысканной раме.
Что касается собственно коридора, то избавляться от него полностью сочли неуместным, поскольку квартире все же необходима основная динамическая ось. Итак, коридор решен как парадная галерея - с мягко подсвеченным сводом, ритмичными керамическими колоннами и картинами по стенам. А в торце взгляд останавливается на отчетливом, но нежном (опять же модерновое сочетание качеств) силуэте двери.
Парадная половина включает в себя гостиную, сообщающуюся с кабинетом, а также обеденную область - столовую и кухню. И главная, самая нарядная и полная сюрпризов комната здесь - безусловно, гостиная. Дело не только в том, что висящие на стенах бра с фигурками летучих мышей по семейной легенде век назад украшали интерьер московского кабаре "Летучая мышь". Не менее значительны и все остальные детали помещения, включая самые мелкие. Например, тонкая и замысловатая лепнина. Или потрясающей красоты люстра.
Или два антикварных мебельных гарнитура. В один из них входит умопомрачительный угловой диван с маркетри, на которых виртуозно изображен пейзаж. Впрочем, столь же увлекательно разглядывать крошечные безделушки в угловой витрине или формы резной ножки круглого столика. Модерн подробен и с благодарностью вознаграждает скрупулезного зрителя. Однако не менее благосклонен он и к тем людям, которые вообще не обращают внимания ни на какие детали. Таким своим неприхотливым гостям он дает прекрасную и уникальную возможность почувствовать себя в центре невероятно красивого, продуманного, возвышенно-изысканного мира.
Если в гостиной приятно отдыхать и общаться, то кабинет максимально удобен для работы. В этом четком соответствии помещений своему назначению тоже проявляется функциональный характер модерна. Зеленые тона стен и штор успокаивают, настраивают на деловой лад. Особо хочется сказать о мебели: ее для этой комнаты проектировал сам архитектор.
Письменный стол с выдвижной тумбой и плавных очертаний книжная стенка изготовлены из дуба и палисандра. Столешница инкрустирована искусственно состаренной кожей. "Новодел" отлично вписался в ансамбль антикварных предметов, "проживающих" рядом. Если добавить к перечисленному точно восстановленную витиеватую лепнину потолка, останется лишь констатировать: слух о том, что Александр Лебедянский умеет работать с деталями, явно оказался не ложным.
Отдых, интеллектуальное общение - это, конечно, хорошо, но существуют и вечные истины. И одна из них - бойся гостя голодного. Иными словами, настало время перейти в столовую, которая логично, сквозь высокие стеклянные двери, перетекает в кухню.
Столовая - самая неправильная по форме, несимметричная комната дома. И эта неправильность делает ее еще более интересной. Хотя и без того здесь, в царстве повседневно используемого антиквариата, есть чему удивиться и порадоваться.
Большой овальный стол окружен высокими стульями и типичными для модерна креслами-тронами (одно принадлежит хозяину, другое - хозяйке). С потолка свисает покрытая благородной патиной люстра, инкрустированная перламутровыми вставками. Одна из стен скоро будет украшена декоративным панно, а пока на его месте, в раме, красуются старинные часы с маятником. Кстати, рама представляет собой подсвеченный изнутри витраж.
Показательно, что это помещение, строго выдержанное в стиле модерн, сообщается с очень современно оборудованной кухней.
Вот вам и ответ на вопрос, почему модерн не воспринимается сегодня как пропахший нафталином кусочек прошлого. Он способен ужиться с новейшими достижениями комфорта, это одно из условий его существования. Только сто лет назад достижениями были телефон и ванна, а теперь добавились еще микроволновка, электроплита, или, скажем, телевизор и компьютер.
Облик частных покоев (то есть спальни, детской и обширной ванной комнаты) тоже вполне современен. Единственное, чего добивались и добились архитектор и хозяин, - это отсутствия диссонанса между сегодняшними предметами и общей атмосферой квартиры. Мебель подбиралась качественная, стилистически нейтральная. В декоре одобрялись ненавязчивые цитаты из модерна.
И что же в результате? Ответить можно одним словом: свобода. Некогда искусственно созданный художественной элитой стиль и теперь дает возможность жить как хочется. И привносить в интерьер какие хочешь новшества. Он допускает все, кроме пошлости, бестактности и невнимания.