Посольство Греции

Благородство и строгость архитектурных форм, сочетающиеся с дорогим, по-купечески пышным, декором

Дата публикации 15.01.2002

Фото: Евгений Лучин, Михаил Степанов

Текст: Татьяна Константинова

Журнал: N8 (53) 2001

Одни московские особняки интересны уникальной архитектурой, другие - своей "биографией". Но есть и такие, которые знамениты и тем и другим. Например, старинный дом в Леонтьевском переулке, в котором более сорока лет размещается посольство Греции Кого-то может удивить, что фасад этого дома "смотрит" не на улицу, а во двор. Так строили вплоть до указа Петра I, требовавшего "лицезреть фасад" только с проезжей части. Но пока суть да дело, князь Григорий Мещерский возвел себе в середине ХVIII века каменные палаты по старой московской традиции: узким торцом к улице, а фасадом - на парадный двор и обширный сад. После Мещерских усадьбой в Леонтьевском переулке владели графы Салтыковы, князья Багратионы, Ржевские и Долгорукие. Во время пожара 1812 года палаты сильно пострадали. В таком виде их приобрел капитан лейб-гвардии Семеновского полка Николай Волков. Он превратил старинные палаты в типично московский ампир, с протяженной колоннадой портика, состоящей из двенадцати дорических колонн, сгруппированных попарно, за которыми расположена глубокая лоджия. Несмотря на протяженность портика, дом был одновременно изящен и представителен. Настолько, что приглянулся московскому генерал-губернатору графу Арсению Закревскому, назначенному Николаем I, чтобы "подтянуть" Москву. Грубый солдафон заменил либерального князя Алексея Щербатова. Остроумные москвичи изощрялись в стихосложении, типа "Князь Щербатов ускакал. И ракетою конгревскою на уснувший город пал пресловутый граф Закревский!" А Закревские тем временем давали пышные балы в купленной в 1858 году у наследников капитана Волкова усадьбе. Многочисленных гостей привлекал, разумеется, не суровый хозяин, а его супруга - графиня Аграфена Федоровна, высокая и полная красавица. Вяземский прозвал ее "Медной Венерой". Ей посвящено много чудесных стихотворений. Особое место занимают пушкинские строки. Великий поэт был не на шутку увлечен "Медной Венерой": Твоих признаний, жалоб нежных Ловлю я жадно каждый крик: Страстей безумных и мятежных Как упоителен язык! После отъезда Закревских во Флоренцию дом в Леонтьевском переулке перешел к новым владельцам - купцам Сорокоумовским, которые торговали мехами. Павел Сорокоумовский возглавлял одну из самых известных московских фирм, основанную еще в 1809 году. Настоящая слава пришла к Сорокоумовским тогда, когда они выиграли конкурс - получили почетное право реставрировать главную регалию русских царей, шапку Мономаха, отороченную темным соболем. После выполнения второго заказа императорской семьи - изготовления горностаевых мантий для коронации Николая II - Дому "Павел Сорокоумовский и сыновья" было даровано высочайшее звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. По существовавшей в России традиции, родовое гнездо наследовал старший сын. После того как Петр Павлович Сорокоумовский принял дело отца, он придал интерьеру отцовского особняка больше изящества. В доме появились затейливые люстры, элегантные зеркала, каминные часы, картины... Что, впрочем, неудивительно. Ибо русское купечество в ту пору страстно увлекалось искусством. Столетие фирмы в 1909 году отметили торжественно, с настоящим купеческим размахом, чередой пышных приемов и балов. Королевой празднеств была красавица венгерка Мария Бауэр, жена Николая Петровича - последнего "короля русского меха" из династии Сорокоумовских. Мария прожила долгую жизнь. И в 1961 году, незадолго до смерти, приехала к зданию посольства Греции в последний раз посмотреть на свой роскошный дворец, взамен которого после Октябрьской революции получила две крошечные комнатки без удобств в Измайлове. По счастью, свекра эта судьба миновала: отошедший от дел Петр Павлович, с женой и дочерьми, во время революции находился в Ницце... Сейчас в Москве живет его правнучка - известная арфистка, заслуженная артистка России, солистка Московской государственной академической филармонии Мария Александровна Сорокоумовская. Страстным любителем музыки является и нынешний хозяин особняка "Медной Венеры" посол Греции в России г-н Димитриос Кипреос. Рассказывая о себе, он сразу заметил, что его вполне можно назвать меломаном. Его коллекция музыкальных записей насчитывает тысячи дисков. Она разместилась в небольшой красной зале. Это самая любимая комната г-на посла, где, уединившись, он предается истинному наслаждению чудесными звуками. Г-н Кипреос был ранее консулом в Милане; нынешнее пребывание в России посол, являясь почитателем и тонким знатоком искусства, расценивает не только как исполнение дипломатической миссии, но и как прекрасную возможность глубже узнать русскую историю и культуру. - Доказательство того, как мы относимся к России, - говорит г-н посол, - в колоссальном ремонте, который длился почти два года и вернул зданию прежнюю роскошь и былое величие. И должен заметить, что в календаре "История посольств в Москве", изданном Главным Управлением по обслуживанию дипломатического корпуса, среди самых красивых зданий зарубежных миссий есть и наше посольство... Реставрацию поручили опытному архитектору Елене Мальчевской, которая специализируется на интерьерах ХVIII-ХIХ веков. Основной своей задачей она считала возвратить казенному зданию магический дух прошлого. Архитектор использовала приемы старых мастеров. Игрой цвета (теплых и холодных оттенков) под "дорогой штоф" она создала впечатление роскошного интерьера. Посол лично принимал участие в обсуждении проекта. - Мне доставляет удовольствие что-то перестраивать или видоизменять, я не могу мириться с какими-либо ограничениями, - размышляет г-н Димитриос Кипреос. - Когда-то про деятельность великого Ле Корбюзье говорили, что он уже сказал последнее слово в современной архитектуре. Думали, дальше - тупик. Тем не менее архитектура продолжает развиваться. Эволюция неизбежна. Например, интерьер моего дома в Афинах в неоклассическом стиле: мебель ХIХ века, масса книг и пластинок, стены сплошь завешаны картинами. Но теперь я склонен обустроить свое жилище в духе минимализма, чтобы было мало вещей и много свободного пространства. Главное, дом должен отражать внутренний мир человека, его мироощущение ... Размышляя о судьбе старого московского дома в Леонтьевском, понимаешь, что столь разные этапы его двухсотлетнего бытия объединяет некая духовная преемственность. А именно - принадлежность нескольких поколений хозяев к православной традиции. Прежние хозяева, хотя и были людьми светскими, не мыслили ни одного праздника без приглашения священнослужителей. Духовенство и ныне - частые гости в посольстве Греции. Не так давно своим присутствием посольство почтили Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и Блаженнейший Архиепископ Афинский и Всея Эллады Христодул. Значит, и вправду дух христианства в этом доме вечен.