Поставить на место

Архитектуру этой виллы под Таллином, спроектированной архитектором Вячеславом Деевым, определило место, отведённое под строительство

Дата публикации 13.03.2015

Текст: Ольга Вологдина

Фото: Сергей Зюганов

Автор проекта: Вячеслав Деев

Журнал: N4 (203) 2015

Архитектуру этой виллы под Таллином, спроектированной архитектором Вячеславом Деевым, определило место, отведённое под строительство

Автор проекта Вячеслав Деев: «Я не люблю давать определения тому, в каком стиле работаю. Для создания жилого интерьера архитектор использует всевозможный инструментарий и меньше всего думает о том, из какого стиля что берёт. Перед началом работы приходится учитывать множество сопутствующих факторов (участок, грунт, особенности ландшафта, ориентацию по сторонам света и т.д.), задач, которые ставит заказчик. Всё взаимосвязано, и при проектировании совокупность всех этих моментов существенно влияет на конечный результат»

Когда архитектора Вячеслава Деева пригласили к работе над проектом загородного дома, на участке уже было обозначено место под будущую постройку—небольшое пятно прямоугольной формы в 250 квадратных метров, в пределах которого и должен был стоять дом. «Пришлось действовать по ситуации,—говорит Вячеслав.—Конечно, этот факт отчасти ограничивал рамки проекта. Сложно было придумать что-то экстраординарное на такой скромной территории, тем более что заказчику требовалось много жилых помещений и непременно второй свет. Совместить эти факторы было непросто и в то же время интересно». Ключевым элементом архитектуры стало панорамное остекление. Большую часть года в Эстонии солнца крайне мало, а учитывая плотный «занавес» из корабельных сосен, наличие дневного света в достаточной мере было под вопросом. Здание архитектор решил сделать максимально прозрачным и открытым свету. Так родилась основная идея—конструкция из двух несущих колонн и стеклянной оболочки. Параллельно осям колонн для обеспечения жёсткости конструкции внутри дома установлена монолитная стена (от подвала до кровли), которая делит пространство на приватную и гостевую зоны.

Часть наружных стен по функциональным соображениям (спальни, ванные, гостевые комнаты) заменили на непрозрачные ограждения. Закрытые участки не портят общую картину: площади остекления достаточно, и постройка выглядит цельным стеклянным объёмом. Одним из самых заметных конструктивных элементов стала изогнутая крыша, придавшая простому прямоугольному силуэту здания динамику. Огромный деревянный парус, накрывающий дом, смотрится легко и невесомо за счёт оригинального крепления. «Замысел состоял в том, чтобы линия кровли не давила своей массой, не прижимала дом к земле,—поясняет архитектор.—Мне хотелось добиться эффекта, как будто крыша парит в воздухе. Балки, которые поддерживают крышу и крепятся к несущим конструкциям, я решил установить на металлические пластины из нержавеющей стали толщиной один сантиметр. Пластины настолько маленькие, что их практически не видно. Однако благодаря им создаётся ощущение оторванности крыши от стен, кажется, что она действительно парит в воздухе. Этот незатейливый на первый взгляд приём в корне изменил архитектуру дома, сделал её выразительной и запоминающейся».

Во внутреннем пространстве зрелищных моментов не меньше. Главная достопримечательность интерьера—масштабное живописное полотно на бетонной стене, которая структурирует объём и выступает цен­­­тром композиции. Как рассказывает Вячеслав, ему хотелось объединить три этажа в единое целое. Поэтому параллельно несущей стене была установлена ещё одна, которая словно бы разрезает пространство по вертикали, проходя сквозь все этажи. Благодаря небольшой щели вокруг неё впечатление цельности усиливается, а закрепляет эффект гигантская картина, сюжет которой подсказала окружающая природа.