Потерянный сад
Декорации к новому фильму Сергея Овчарова
Чехов недоумевал, почему "критика рядит" его "в какие-то плакальщицы" - он-то задумал "Вишневый сад" как комедию. Глубокую, неоднозначную, с пронзительными нотами, но все-таки комедию. Сергей Овчаров решил вернуться к авторской трактовке жанра пьесы, вытащить на поверхность то, что сближает ее с классической комедией del arte, комедией масок. Вот Пьеро, вот Коломбина, вот доктор Панталоне… Нет, прямых параллелей никто не проводит, но полунамеки авторов более или менее явно их обозначают.
Вообще, это кино режиссер строит по законам театра. И изнутри, и снаружи. Изнутри это многочасовые репетиции каждый день. А снаружи… Например, сцены в саду снимались в павильоне, а не на натуре. Этому существует и чисто техническое объяснение - время цветения вишни всего около недели, за такой срок фильм не снять. Но существует объяснение и чисто художественное, более убедительное: эта многослойная киноистория про вишневый сад находится в сложном диалоге с театральными постановками прошлого. Но не надо быть театроведом, чтобы заниматься дешифровкой этих смыслов. Все будет понятно. И благодаря игре актеров, и, конечно, благодаря декорациям.
Декорации построили в знаменитом павильоне № 4 (где когда-то демонстрировали первый фильм братьев Люмьер) по эскизам художника-постановщика Дмитрия Малича-Конькова. Они восхитительно ненастоящие, как в настоящем театре. Но это-то здесь и работает как прием. Деревья искусственные, цветы вишни бумажные. В павильон завезли 20 тонн земли и гальки, чтобы посадить искусственные деревья. Нет, конечно, в интерьерах есть настоящая мебель, антикварная и сделанная на заказ, тщательно подобранные аксессуары. Есть очень похожие на настоящие дым, ветер, специальный свет. Но все это настоящее встроено в условное театральное пространство, не нарушая целостности художественного решения. И жанра щемящей эксцентриады. Почему щемящей? Потому что авторы фильма докопались до глубинного архетипа истории о вишневом саде. Это история о потерянном рае. Все герои, как понимают их авторы, положительные. Но они не смогли побороть свои слабости, не выдержали испытания на верность и в результате свой сад (или рай) потеряли…