Правила цитирования
две объединенные квартиры общей площадью 228 м2 (Москва) Дмитрий Величкин, Николай Голованов Исторически "достоверный" интерьер квартиры, в котором респектабельность классицизма уживается с романтикой и чувственностью модерна
Выстраивая сценарий внутреннего пространства, авторы обратились к истории архитектуры - неоклассицизму и модерну. Попытки создать исторически "достоверный" интерьер часто превращаются в набор отдельных архитектурных "цитат", которые никак не желают складываться в единое целое... В новой работе архитекторов Дмитрия Величкина и Николая Голованова о таком "цитировании" речь не идет
Заказчики, которым хорошо знакомы и профессиональная репутация, и стиль работы этого давнего творческого союза, полностью доверились авторам - как в решении планировочных задач, так и в определении "облика" своего будущего жилища. Две квартиры в новом доме в центре Москвы объединили в одну.
Их общая площадь вполне подходит для семьи из трех человек. Но высота потолка (3 метра) - слишком малая величина для серьезной архитектурной концепции. При этом и заказчики, и архитекторы мыслили такую интерпретацию пространства, чтобы оно производило впечатление респектабельности и романтичности одновременно.
Обратиться сейчас, в период тотального господства хай-тека и минимализма, к классике - значит заявить о своей "инаковости", выдвинуть тезис о том, что при создании частного интерьера возможен некий взгляд на современную архитектуру "со стороны". Точка зрения "стороннего наблюдателя" и стала отправным пунктом в работе над проектом.
Набор помещений в квартире вполне традиционен: холл, гостиная, совместно со столовой, спальня, кабинет, детская с ванной комнатой, хозяйский и гостевой санузлы, кухня. Их расположение при этом кажется нестандартным: план квартиры похож на равносторонний крест, вписанный в квадрат. Центр пересечения осей подчеркнут овалом потолка со светильником. Внутреннее пространство квартиры "смонтировано", как в работах итальянского архитектора XVI Андреа Палладио, из отдельных "клеток" плана. Это продиктовано ритмом жизни и привычками хозяев. Первоначальная идея - радикально объединить пространство квартиры и сделать его полностью проницаемым, от одного балкона до другого, - хотя и показалась весьма заманчивой, но была впоследствии отвергнута. Тогда архитекторы пошли на компромисс: одну из стен в спальне хозяев заменили витражом: это и дополнительный свет в гостиной, и надежно сокрытая от посторонних глаз приватная зона.
Небольшая высота потолков была "помехой" при создании интерьера, в котором респектабельность классицизма уживается с романтикой и чувственностью модерна. Поэтому потолки во всех помещениях оформлены очень деликатно, они не привлекают к себе внимания, на них нет никакой декоративной нагрузки. Классические карнизы и подсветка по периметру оптически увеличивают высоту. Зато все остальные элементы интерьера - стены, двери, мебель, пол и аксессуары - проработаны, по словам архитекторов, "плотно и сочно, они создают вместе очень равновесную композицию".
Деталям принадлежит важная роль в организации пространства. По признанию авторов, именно работа над деталями представляется особенно интересной в любом интерьере. Четкие контуры на фоне светлых стен, покрытых венецианской штукатуркой, создают ощущение глубины, стереоскопичности. Витрины- колонны, расположенные в гостиной, - "ударный" элемент композиции. Они выполняют сразу несколько ролей: это и способ разграничения пространства, и основной декоративный акцент, и... мебель. Их исполнение подчинено общей идее всего интерьера: соединение четкой логики неоклассицизма и иррациональности модерна. Камин, орнамент пола, рисунок дверей, выполненные по авторским эскизам, - все красноречиво подтверждает единство замысла, последовательность его воплощения.
Стремление "сделать новое привычным, а привычное новым" - рискованный тезис. Дерзание, однако, вполне осуществимо, когда художник, как и поэт, посвящен в "тайны ремесла".