Прекрасная душа XVIII века
загородный дом Надежда Крючкова
Вторая четверть XVIII века, Франция, Париж, отель "Субиз". Архитектор Жермен Боффран оформляет для одной
из венценосных особ так называемый "Салон Принцессы", по колористике признанный одним из самых изысканных интерьеров в стиле рококо: белые стены, голубые ткани и драпировки, золото зеркальных рам и отделок
Конец века XX, Россия, Подмосковье, загородный дом. Дизайнер Надежда Крючкова создает интерьер для современной деловой женщины и ее семьи. Чтобы воплотить в жизнь представления хозяйки о красоте, вкусе, уюте и комфорте, дизайнер воспользовался элементами двух направлений XVIII столетия: изящного, щегольского рококо Людовика XV и более строгого классицизма Людовика XVI. Сложная эстетика и предметная среда этих двух исторических художественных стилей изучены Надеждой Крючковой досконально.
Например, требуется создать атмосферу чуть кокетливой, исполненной чувственной неги роскоши. Скорее всего, для этой цели подойдут фарфор и серебро, шпалеры и, конечно же, "мебель для сидения" аристократического французского рококо. Названия канапе, кресла с подставкой для ног и кресла-шезлонга, призывающих не чинно и торжественно восседать, а принимать одну кокетливую позу за другой. Нравится некоторая театральность? Снова рококо, на этот раз - или в пышности спальни, или в обилии зеркал, или, наконец, в богатстве фактур и цветов тканей, в золочении резного декора мебели.
Недаром ведь утонченный стиль Людовика XV развивался не в архитектуре, а именно в интерьере, сделав главным действующим лицом декоратора.
В доме, о котором идет речь, художественные образы рококо воплотились еще в одной, чрезвычайно важной для стиля особенности: в отказе от официозной парадности. Здесь все подчинено идее частного жилища: ничего напоказ, никакой "дворцовости" - лишь элегантность, комфорт и уют. Ключевую роль в дизайне играют фрагменты камерного стиля аристократических гостиных. И эта жизнелюбивая по своей сути, призванная доставлять удовольствие и хозяевам, и гостям стилистика как нельзя лучше соотнеслась с представлениями владелицы об изысканном загородном доме. В результате родились, говоря словами ценителя подлинной красоты Юлиуса Мейер-Грефе, "комнаты, обставленные для прекрасных душ".
Эпоха рококо особенно ценила сочетание белого цвета с позолотой.
Надежда Крючкова привнесла в эту гамму "лазурное небо"-глубокий, выдержанный голубой цвет. Он добавил интерьеру легкости, ясности, спокойствия. Просторные, безупречные с точки зрения классической архитектуры помещения кажутся наполненными солнечным светом и воздухом. Здесь ни на минуту не забываешь, что находишься на природе, за городом. Кстати, надо отметить, что в моделировании пространства хозяйка выступала активным соавтором архитектора.
Итак, обстановка для прекрасных душ. Почти полное отсутствие прямых линий.
Все углы скруглены. Рамки спинок и сидений имеют волнообразный контур. Сужающиеся книзу ножки плавно изгибаются - в рокайльной мебели а ля Людовик XV это олицетворяет величайшее удобство и необыкновенный домашний уют.
Несколько иное настроение несут предметы в духе "последующего" Людовика. Здесь преобладает прямой угол, подчеркнута функциональность скреплений и опор. В гостиной и спальне развивается тема изящной простоты. В возведенной на подиум зоне столовой стулья Людовика XVI удачно сочетаются со столом в стиле бидермейер, поскольку этот стиль тоже выступал против помпезности в домашнем обиходе, но позже, в Германии и Австрии XIX века. В доме есть и еще одна гостья из будущего столетия - ампирная кушетка, получившая название "рекамье" после того, как Жак Луи Давид изобразил на ней мадам Рекамье. На фоне кокетливых банкеток и столика в ванной комнате эта кушетка, восходящая своей формой к античным образцам, смотрится как монументальная скульптура.
Но вернемся к веку XVIII. Во входном холле - визитной карточке дома - создана иллюзия подлинной старины, традиции, передающейся из поколения в поколение. Обитый шелком диван Людовика XVI невозможно отличить от антикварного. Под стать ему и напольное зеркало, на поверку оказавшееся искусно сделанной ("состарена" не только рама, но и сама зеркальная поверхность) итальянской копией известного в XVIII столетии оригинала. Сегодня на эксклюзивном изготовлении по старинным технологиям специализируются лишь немногие европейские фирмы, ведущие свою историю уже не одну сотню лет.
Холл с эркером приватного второго этажа превращен в камерную малую гостиную или салон для "особ приближенных". Маленькие бархатные стульчики вокруг столика в точности воспроизводят масштаб эпохи. Здесь "сидячие места" выполняют скорее декоративную функцию.
Надежда Крючкова любит и умеет работать с коврами и тканями. Драпировки, обивки, скатерти, покрывала, ламбрекены, кисти, подушки... В ванной комнате был положен индийский шелковый ковер "Кашмир". Два окна также завесили шелком, и помещение преобразилось. В "антикварном" входном холле ковер великолепного качества является последним штрихом к картине благородной старинной роскоши. В "малой гостиной" ковер иранский. Ламбрекены в эркере сделаны из той же ткани, что и обивка диванов, а на шторы пущен тисненый жаккард. В детской хлопчатобумажные занавеси одного рисунка с обоями.
И вот уже совсем скоро, под звон бокалов в комнатах, "обставленных для прекрасных душ" в стиле неувядающего XVIII века, хозяева встретят XXI столетие.