Принцип независимых объемов

двухуровневая квартира площадью 168 м2 Константин Вернигор

Дата публикации 11.03.2003

Текст: Мария Кригер

Фото: Карен Манько

Автор проекта: Константин Вернигор
Ольга Суслова

Журнал: N1 (68) 2003

Произведения актуального искусства часто находят применение в практическом дизайне. Эти вещи обладают тонкой аурой избранности и богемности, интеллектуальностью и утонченностью. При этом объект или инсталляция вдумчиво подбираются к уже существующему интерьеру. Однако в данном случае все произошло наоборот Планировочное решение квартиры является небанальным даже для "видавшего виды" современного архитектурного проектирования. Пространство дома формировалось от частного к общему. Из центра к периферии. Отправной точкой в данном случае служили не "низкие" практические задачи (хотя все они, безусловно, были учтены), а концепт. Попытка посредством отвлеченного артобъекта создать комфортабельную и "теплую" жилую среду. Исходная площадь квартиры была абсолютно свободной, в ней не было ничего лишнего - "неправильных" стен, навязчивых декоративных элементов. Это позволило архитекторам не тратить время и силы на сложную перепланировку, а заняться собственно творчеством. Вначале был объект. Телевизионный центр, обрамленный сложными эллипсовидными карнизами на пилонах, с миниатюрным садом камней по соседству. Именно от этого объекта, от этого произведения концептуального искусства, "отталкиваются" все объемы первого этажа. ТВ-зона делит пространство на несколько сегментов, сообщая ему плавное круговое движение. По часовой: столовая и кухня, сад камней (уголок для чтения), гостиная-диванная. Замыкает круг лестница, ведущая на второй этаж, в приватную зону дома. При описании квартиры архитектор создает неологизм "местечковая": в ней существует множество укромных местечек, где можно спокойно посидеть с книжкой или просто побездельничать. Каждый уголок, каждый кусочек дома должен работать - этому принципу подчинено здесь все. Не остался "незамеченным" даже балкон, превращенный волей авторов проекта в террасу для чайной церемонии. Любая часть пространства данной квартиры самоценна. При этом каждый отдельный элемент дизайна прекрасно интегрируется в общую жилую среду. Освещение построено по принципу многоплановости. В зависимости от комбинации источников света меняется и восприятие дома, его характер. При полной иллюминации интерьер звучит ультрасовременно, приобретая несколько космический оттенок. Локальная подсветка создает мягкую "глухую" среду, камерную и интимную. Эстетическая фактура дома возникает из сочетания двух, казалось бы, несочетаемых "материй". С одной стороны, это элементы с приставкой "ультра-" - ходы и приемы, позаимствованные у современного актуального искусства, с другой - вполне традиционные материалы. Как ни странно, такое взаимодействие прекрасно работает, создавая весьма гармоничную и комфортабельную среду. Натуральное дерево и камень, шелковые и льняные драпировки "гасят" некоторую холодность идеально белых пилонов и стен, "одомашнивают" синий неоновый свет. Здесь можно в равной степени наслаждаться четкой геометричностью линий, их правильностью и чистотой, и мягким теплом натурального дерева или красотой камня. Планировка хозяйской спальни решена по аналогии с общей зоной. В данном случае роль артобъекта выполняет кровать, расположенная в центре комнаты. Надо сказать, что такой в общем-то банальный элемент любого дома, как кровать, получил в данном случае весьма оригинальную трактовку. Традиционный балдахин заменили v-образные пилоны с неоновой подсветкой, увенчанные "летающей тарелкой" (плафон на потолке). Прикроватные тумбочки и пуфик-скамеечка в ногах "эволюционировали", образовав круглое основание "ложа". В спальне, так же как и во всем доме, большую роль играет освещение. При свете дня она выглядит по-домашнему уютно. Однако в магнетическом мерцании синего неона все моментально преображается: перед нами - "неопознанный летающий объект", притягательный и недоступный, как сам космос. Константин Вернигор: "Данный проект можно назвать своего рода творческим экспериментом. За основу был взят независимый объем, созданный без привязки к конкретной квартире, и с его помощью сформулирована жилая среда. "Артобъект", организующий пространство первого этажа, спокойно может существовать, "работать" в каком-то ином контексте. На этом принципе - принципе независимых объемов - и построен весь интерьер".