Принцип второго света
двухуровневая квартира общей площадью 210 м2 (Санкт-Петербург) Марк Рейнберг, Антон Новожилов
Старинный дом, особенно в Петербурге, в чем-то всегда предсказуем: планировка обычно тяготеет к двум моделям - комнаты либо расположены анфиладой, либо изолированно. (Именно второй вариант, кстати сказать, оказался когда-то очень удобен для переделки в коммунальные квартиры.) Квартира на Конногвардейском бульваре хотя и не была коммунальной, но по первоначальной планировке весьма на нее походила
Для своего времени отнюдь не плохо задуманная, в наши дни композиция выглядела слишком "разобщенной", неуютной, несемейной. Четыре большие раздельные комнаты, расположенные попарно друг против друга, просторная кухня, которая, по старинному обыкновению, граничила с ванной комнатой, а также маленькой, без окна комнатой прислуги.
Высота потолка - 4,70 м. Это обстоятельство решило дело: архитектор предложил помимо основной перепланировки сделать второй уровень - большую антресоль над гостиной. Снизу она смотрится изящным, легким балконом - во многом потому, что сама лестница, поднимающаяся из гостиной, представляет собой "прозрачное" стилистическое решение.
"Принцип второго света" выбран в качестве основополагающего. Высокая гостиная (столовая и смежная с ней каминная) при помощи второго света приобретает дополнительные свет и объем. Вся гостевая зона решена в неоклассическом ключе: это интерьерная фантазия на тему городской плошади. Колонны, "мощеный" пол в крупную клетку, карнизы, руст - все эти приемы достигают своей цели: они образуют "городской" образный ряд. Двухъярусное вертикальное исполнение воспринимается тем естественнее, что с одной стороны второй ярус - это реальный балкон-антресоль.
Распятая на полу шкура зебры - единственный агрессивный элемент, поэтому он берет на себя главное внимание того, кому позволено было взойти по лестнице: вход сюда не для всех, ибо здесь "воспаряет" кабинет. Вошедший, однако, не сразу обнаружит искомые приметы кабинетного пространства: нет ожидаемых стеллажей с книгами, компьютера с любимой виртуальной игрой - всего этого тут нет. Согласно назначению, тут место интеллектуальных занятий, а может быть, сбывшаяся мечта гоголевского героя - "храм уединенных размышлений". Что ж, кабинет в наше время может выглядеть и так...
Современная живопись в интерьере прибавляет еще один важный штрих - легкую постмодернистскую иронию. Как и покрывало из чистой чернобурки на кровати в спальне - ни дать ни взять отсылка к представлениям о роскоши в эпоху немого кино. Если, с другой стороны, учесть, что эту модель кровати, не сговариваясь, выбрали для себя Софи Лорен и Лучано Паваротти, станет ясно: коль скоро ирония имеет место, то место это не спальня.
Но опять же площадь спальни, 19,53 кв. м, весьма скромна по сравнению с ночными апартаментами знаменитостей. Это действует успокаивающе и напоминает, что мы находимся в Питере.
Камин - композиционный и энергетический центр. Суперсовременная версия семейного очага удачно обыграна архитектором в контексте бывшего доходного дома: для каминной зоны пришлось специально планировать пространство. Небольшая по квадратуре проходная комната - менее 15 кв. м - тем не менее оказалась поместительной для брутального стеклянного "монстра", который продуцирует реальный живой огонь.
Дизайн камина и та центральная роль, которая отведена ему в проекте, стилистически оправдывают современную кухню и современную же ванную комнату. В кухне оригинально продуман досуг в жанре fast-food: широкий подоконник из гранита одновременно готов выступить в роли столика.
Вид из окна на Николаевский дворец прекрасно дополнит импровизированный кофе-брейк.
Марк Рейнберг и его мастерская являются участниками конкурса на проект нового здания Мариинского театра. Наверное, это не случайно. Так как проекты Рейнберга отличает почерк, характерный именно для современной петербургской традиции.
Марк Рейнберг:
"В этой квартире было два неоспоримых достоинства: приличные габариты и высокие потолки. Поэтому и сделали второй уровень по продольной оси. Пространство от этого выиграло: то есть оно проявилось. Хотелось создать новую жизнь, привнести современность в старое место. Заказчикам хорошо в этом доме уже год, и я думаю, потому, что мы создавали его вместе - хозяева, архитекторы и строители."