Природоведение для взрослых

квартира общей площадью 195 м2 Вадим Скардана Интерьер квартиры, призванный воссоздать саму естественность бытия. Пространство, в котором практически полностью отсутствуют прямые линии

Дата публикации 15.01.2002

Фото: Евгений Лучин

Текст: Ирина Крейнина

Автор проекта: Вадим Скардана
Ольга Юрова
Ника Мануилов
Зураб Надарейшвили
Иван Кротков
Елена Сиротина

Журнал: N8 (53) 2001

Античность считала подражание природе одной из главных задач искусства. Эпоха Просвещения навсегда закрепила в культурном сознании человечества тезис "назад, в природу!", придав этой формуле глубокий философский смысл. Автор проекта, не любящий крайностей, постарался соблюсти меру во всем: прямо не декларировать основополагающую идею интерьера - идею близости к природе. Воплощение концепции строится на особой знаковой системе, которая нуждается в точной расшифровке Архитектор Вадим Скардана и его единомышленники, хозяева представленной квартиры, увидели в возвращении к природным формам один из способов противостоять стрессам, порождаемым цивилизацией. Этот принцип устроения жилища вполне логичен: он обусловлен столь знакомым каждому человеку стремлением ощущать себя причастным не сиюминутному, суетному, но принадлежать вечному, надмирному началу. В то же время европейский вкус хозяев требовал, чтобы создаваемый "рай в шалаше" соответствовал архитектурной моде и мировым стандартам. Констатируя, что всякое движение прежде всего криволинейно, архитектор практически полностью отказался от прямых линий и затеял сложную игру: изгибы линий и перепады высот призваны воссоздать естественность бытия. Законы тектоники были попраны, но при этом даже экзотического вида пилон, вопреки этим самым законам склоняющийся над аквариумом, выглядит не вычурно, а натурально, как, например, ива над прудом. Кстати, криволинейный "ствол" пилона достойно соседствует с живым изгибом пальмы. Работая над данным проектом, архитектор попытался доступными средствами проиллюстрировать давно известную истину, что, слившись с природой, приблизившись к естественным формам и линиям, человек обретает подлинную внутреннюю свободу. Вертикальные опоры в гостевой зоне максимально облегчены. Внутренние перегородки на глазах меняют форму, высоту, растворяются в воздухе... Они имеют плавные очертания и как бы направляют по извилистому маршруту. Эти декоративные стены не являются серьезным препятствием на пути, так что в гостевой зоне можно двигаться по любой траектории. В большинстве своем перегородки прозрачны: в них размещены стеклоблоки или просто оставлена одна каркасная конструкция. Любопытно, что этот мотив связан с недавними впечатлениями архитектора о поездке по Латинской Америке. "Борьба со стенами" - сегодня довольно активная тенденция на всем южноамериканском континенте. Стены истончаются, становятся прозрачными, перфорируются... Эти отголоски европейского конструктивизма сплавились с местными особенностями видения мира (антропология и философия пространства, явленные в творчестве Маркеса и Борхеса) и получили абсолютно новое звучание. Так или иначе, архитектор создал в московской квартире некое подобие "пористых" конструкций, вдохновивших творческое воображение автора вдали от родины - и эти конструкции не кажутся чужеродными, а выглядят вполне органично. Пожалуй, только перегородка, находящаяся в самом центре гостиной, сделана вопреки главному принципу - проницаемости. Вместо прозрачных стеклоблоков в специальные ниши вставлены написанные на заказ картины Александра Пилко. Каким бы естественным и спонтанным ни казалось нам оформление квартиры, все дизайнерские ходы здесь тщательно продуманы. Например, по всей квартире автор поместил декоративные проемы, группируя их кратно трем и четырем. Подобный математический код выступает в интерьере как важный объединяющий фактор. Просторная гостиная, строго функциональная кухня и спальня, благодаря "закодированным" элементам, связываются в единый комплекс. Автор, таким образом, сотворил произведение, в котором удалось сочетать точный расчет и непредсказуемость, целесообразность и чистое искусство. Может быть, такой итог не состоялся бы, если бы источником вдохновения не стала семиотика самой природы, заново осмысленная и пропущенная сквозь авторский внутренний мир и профессиональный опыт.