Прирученная геометрия

квартира общей площадью 245 м2 Людмила Горюнкова

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Александр Плиско

Автор проекта: Людмила Горюнкова

Журнал: N1 (17) 1998

Не хочется повторять прописную истину, что перестраивать всегда сложнее, чем строить заново. Как правило, современным архитекторам приходится работать в "клетке" несущих стен, существующих коммуникаций и других констант, неумолимо влияющих на общую идею. Но вот что интересно: чем жестче и нелепее рамки - тем больше шанс получить необычный и красивый результат В нашем случае дизайнерам пришлось решать нелегкую задачу по превращению проходной комнаты в полноценную гостиную. Поэтому неудивительно, что при открытых дверях кабинета общая зона воспринимается как наглядная реализация идей Роба Криера, имевшего пристрастие к помещениям с двойной световой ориентацией. Оформление симметрично расположенных проемов порталами придает комнате классическую строгость. Однако и порталы, и картины, и система хранения аудиокассет в форме буквы S, и камин выглядят своеобразной декорацией для сценического "пятачка" посередине. Винтообразный стеклянный столик, стоящий на круглом ковре, обрамляющие его полукруглые диваны - это визуальный центр гостиной, ее суть. Изогнутые линии мебели, дуга светильников на потолке не только подчеркивают единство композиции, но и смягчают засилье прямых линий. Небольшой участок стены "скрывает" соседние зоны - столовой и кухни. В результате они смотрятся достаточно обособленно, при этом не нарушая единство стиля. Столовая не ограничивается квадратом помещения, где стоит большой обеденный стол матового стекла. Она "перетекает" дальше - к небольшому столу-стойке для семейных трапез, где и начинается собственно кухня. Граница подчеркивается сменой напольного покрытия (паркет уступает место керамической плитке). Меняется и цветовая гамма: светло-желтому удается удержать позиции на деревянных полках, висящих на стене, однако доминирует в рабочей зоне кухни светло-серый. Кому-то покажется излишне смелым соседство стола для завтраков с кухонной плитой. Но современные технологии практически лишают последнюю родовых признаков - открытого пламени и темных потеков от сбежавшего молока. Поэтому если на плите не стоят кастрюли, она воспринимается как керамический квадрат на деревянной стойке. Невзирая на обилие металлических деталей (вытяжка, ручки, покрытые гофрированным хромом цоколи шкафов), кухня не напоминает индустриальный пейзаж, вся ее ультрасовременная сверхфукциональность скрыта от посторонних глаз. Расположенный в общей зоне кабинет несет двойную функциональную нагрузку. Скорее всего гости-мужчины, выбирая место для общения, отдадут предпочтение именно ему, оставляя гостиную в распоряжении женщин. Кабинет достаточно удален от интимной и детской зон, так что у хозяина всегда есть возможность уйти на свою "эксклюзивную" территорию. Эта территория, не уступающая по площади гостиной, практически посередине разделена подиумом. На нем и расположен собственно кабинет: "тяжелая" испанская мебель с элементами готики, симпатичные кожаные звери - газетница-кенгуру и пуфик-хрюшка. Оригинально смотрятся на этом фоне современные дизайнерские офисные кресла. Фрагменты балясин с тонкой иронией напоминают об исторических корнях интерьера - конторах начала столетия. Все выдержано в солидных темно-коричневых тонах. Единственное цветовое пятно в этом царстве деловитой собранности - авторский гобелен Ирины Сысоевой. При закрытых дверях в гостиную детская зона превращается в самостоятельный, отгороженный от взрослых, мирок. Со своей гардеробной, санузлом и спальнями. Стилистика комнат в значительной мере определялась пожеланиями самих ребят. Так, у старшего четко просматриваются запросы современных подростков: детской он предпочел офис с максимумом комфорта для отдыха и встреч с друзьями. Главное место здесь занимает офисный стол с полным набором оргтехники. Рабочий энтузиазм поддерживается бодрящим цветовым фоном: пестрое с превалирующими оттенками красного покрывало на кровати, авангардное сочетание темно- синего с желтым на диване. Потолок украшают светильники на тросах. В комнате младшего ребенка цветовая гамма понежнее - сочетание кремово-белого и бледно-голубого. Впрочем, и здесь есть отзвуки авангарда: ярко-желтое кресло, темно-синие шторы и диванные подушки, форма ступенек двухуровневого потолка повторяется линиями шкафов и границ коврового покрытия. Несложно заметить, что в этой детской дизайн более изысканный: двухуровневый потолок, навесные шкафы "лесенкой", на полу - покрытие сложной формы. Все как бы подчеркивает стремление родителей помочь ребенку стать многогранной личностью. Оставив за спиной царство желтого в гостиной и цветовую динамичность детской, направляемся в интимную зону. По дороге отмечаем, что в прихожей-коридоре дизайнеры основное внимание уделили потолку и полу: пол из керамического гранита украшен мозаичным панно, а потолок - кисонами и хай-тековскими светильниками на металлических тросах. Интимная зона начинается небольшим холлом со встроенным шкафом, далее - комната отдыха, мебель в которую пока еще не завезли. Пока же здесь своеобразная пограничная зона: с одной стороны два прохода, закрытых шторами, - путь в ванную, с другой - напо-минающая раздвижные стены в японских домиках перегородка из ореха с матовыми стеклами, за которой находится спальня. Классические цветовые сочетания, изысканная мебель отличают спальню от детских, выявляют характер и вкус хозяев. Спокойные, почти белые тона стен, мебель из березы, светлый, с высоким ворсом ковролин на полу создают в спальне атмосферу глубокого покоя. Только темно-синее покрывало на кровати не дает времени окончательно застыть. Похоже, за время "совковой" действительности люди смертельно устали от стандартных ванн на полчеловека, и поэтому при первой возможности стараются устроить в квартире чуть ли не римские термы, оснащенные по последнему слову техники. В ванную ведут два прохода, закрытых шторами. Пространство комнаты четко разделено на две зоны. Первую по функции можно отнести к комнатам отдыха: небольшой набор мебели, напротив - умывальник с обширным зеркалом. Вторая имеет подиум. Разноуровневый пол в ванной комнате позволил не только зонировать пространство, но и придал помещению интересную пластику. В "подполье" свободно разместилось хитросплетение коммуникаций "джакузи". А сама она царит на подиуме, обрамленная россыпью смальты и живыми цветами. Душевая кабина за дверью матового стекла, не говоря уже о стиральной машине, скрытой жалюзи, убрана в стену, чтобы не мешать самолюбованию этой надменной особы. Хотя санузел выложен практически белой плиткой, ощущения "стерильности" удалось избежать благодаря изящному применению мозаики из смальты. Мозаичный коврик на полу, обрамление проходов и зеркала, "живой" цвет ступенек и подиума уводят внимание от белизны стен и пола. Итак, несмотря на то, что квартира состоит из трех практически изолированных друг от друга частей, она воспринимается как единое целое. Это достигается общими архитектурными решениями: жестким разделением и одновременно - предельной открытостью пространств, повсеместным совмещением элементов классики и хай-тека, выразительной лаконичностью дизайна.