Притяжение полюсов

две объединенные квартиры общей площадью 190 м2 Виктория Полянская Новая жизнь старой квартиры. Организация пространства по принципу фен-шуй

Дата публикации 01.02.2001

Фото: Дмитрий Лившиц

Текст: Ирина Крейнина

Автор проекта: Виктория Полянская
Александр Резвяков
Сергей Соболев
Наталья Муравина

Журнал: N4 (49) 2001

Бывает так, что при всем желании изменить условия жизни ("развернуться" на большей площади, радикально обновить интерьер), не хочется уезжать из квартиры, за долгие годы ставшей родной. Дом, построенный в 50-х самим советским классиком Жолтовским, видимо, навеки обаял своих жильцов - заказчиков дизайн-проекта, о котором пойдет речь. Поэтому они терпеливо дождались возможности приобрести соседнюю квартиру и с энтузиазмом принялись за строительство нового быта Главной целью перепланировки стало объединение двух квартир. Предложение архитектора Виктории Полянской - создание большого овального холла, имеющего две композиционные функции - объединяющую и разделяющую - было принято "на ура". Оказалось, что скругленные стены - как раз то, чего всегда хотелось этой семье. Такая психологическая предрасположенность вполне объяснима. Например, популярное ныне учение об организации пространства фэн-шуй гласит, что приходящего в дом по возможности должны встречать не острые углы, а плавные скругленные поверхности. Тогда входящий из холодно-враждебного внешнего мира гость или возвращающийся домой хозяин, не натыкаясь повсюду на "колкие" элементы, спокойно вступит на "остров уюта и безопасности". Появление овального холла сразу расставило все по своим местам. На его полюсах разместились покои "взрослого сына молодых родителей", получившего определенную автономность, и хозяйская спальня. Так два поколения оказались условно разделенными, однако беспрерывное течение линий эллипса дает понять, что их взаимное притяжение не ослабевает. Любимым местом общего сбора стала гостиная, смежная с кухней-столовой. В этой дружной семье никого не смутило то, что она "залезла" на молодежную половину. Здесь принимают многочисленных гостей, устраивают застолья и просмотры кинофильмов. Одной из главных достопримечательностей квартиры стала авторская арка плавно-скругленной формы, венчающая гостевую зону. Этот скульптурный элемент не принадлежит полностью ни потолку, ни стенам. Она была придумана для того, чтобы закрыть тяжелые балки перекрытий, но в результате стала ключевым декоративным объектом. Чего стоят одни вмонтированные в нее кабошоны, сплавленные художниками из фрагментов смальты, кусочков цветного стекла и прочего подручного материала! Эти "алхимические драгоценности" помещены в дугу арки; они мягко рассеивают свет скрывающихся за ними лампочек. Вся эта конструкция изменила не только внешний облик интерьера, но и, например, серьезно повлияла на акустику. То, что звук, ударяясь о дугу, приобретает другой тембр и гулкость, авторитетно подтвердили специалисты во время установки домашнего кинотеатра. Говоря об авторских находках, нельзя не упомянуть роспись холла-эллипса, выполненную в необычной живописной технике. Как рождались в голове художника фантастические образы, перенесенные на стены - остается загадкой. Сложно установить какими духами и каких именно предков навеяны картины, напоминающие не то рельефы инкских пирамид, не то северные петроглифы. Так или иначе, настенная живопись приковывает взгляд и заставляет задуматься о возможности расшифровки скрытых в ней образов. Как уже говорилось, семья часто собирается вместе. Новый масштаб, обретенный родной квартирой, не отдалил домочадцев друг от друга. Даже по прошествии некоторого времени после завершения работ хозяева часто и с интересом присматриваются к настенной росписи, отыскивая в переплетении линий новых персонажей и открывая не замеченные ранее сюжеты. Своими наблюдениями они делятся друг с другом, с гостями и с архитектором, которая часто заходит в гости. Она по праву может гордиться тем, что сумела вдохнуть новую жизнь в старую квартиру, и таким образом внесла свою лепту в единение ее обитателей на новом витке их семейной истории.