Привратности

Прихожие: многообразие видов

Дата публикации 02.09.2000

Ведущий рубрики: Данила Гуляев

Журнал: N7 (96) 2005

У прихожей есть смысл. И, безусловно, насущный и неотменяемый. Место сразу у порога, как его ни назови и какую площадь ему ни удели, всегда будет востребовано как специальная единица интерьера, отличная от всех других жилых помещений. Хотя бы потому, что именно это помещение не столько жилое, сколько прихожее, служащее шлюзом и фильтром самого жилища

Прихожая как холл - это прихожая на полную катушку и полноценная в правах. В частности, у холла есть право на оригинальную, заслуженно свою обстановку. Минимум - консоль с зеркалом. Максимум - это когда все почти как в гостиной: и кресла с диванами, и журнальный столик, и люстра какая-нибудь выдающаяся. Парадность - отличительное качество таких полноформатных прихожих, поэтому отделка не должна отличаться скромностью. Как и освещение, которым прихожую не стоит обижать, особенно если в ней нет окон. Хотя последние чрезвычайно органично смотрятся в полноценном холле. Если речь о доме, а не о квартире, то остекленная входная дверь - прекрасная европейская традиция.

Тот самый церемонный промежуток между входной дверью и покоями может называться по-разному, и названия эти невзаимозаменяемые. Прихожая, передняя, холл, лобби, сени, коридор - понятия сходные, но различные. Это варианты того, что мы все же будем называть прихожими, потому что все дело здесь в приставке при-. Сколько типов жилья существует, столько и конфигураций этой при-. Парадокс в том, что даже если прихожей нет, то она все равно есть. Бывает же так, что гостиная начинается сразу за входной дверью, но в таком случае прихожей становится придверная часть такой гостиной - место, чтобы потоптаться у входа, сбросить вещи и оглядеться. Это и есть прихожая, пусть не де-юре, а де-факто, но даже в экстремально незонированных лофтах всегда есть некая приставка при-.

Прихожая как коридор - это дань современному жилформату. Коридорность заключается в том, что такая прихожая куда-то ведет, попутно удовлетворяя потребности входящего. Это, собственно, межкомнатное пространство с гардеробными функциями. Логичны здесь вешалка, консоль для мелочей, зонтница, скамеечка и т.д. Соответственно, дизайн может быть сугубо функциональный, на общие темы. Но дизайнеры стараются придумывать фоновые и как бы между делом изюминки, в качестве которых используются игривые аксессуары, огромные зеркала, классическая живопись или даже скульптура.

Современный дизайнерский подход подразумевает особое внимание к тому, что не в центре внимания, к побочному и служебному. Актуально аппендикс превращать в бонус, и, стало быть, прихожая - самое место для неуместного украшательства и концептуальных игр. Просто прихожая - это несобытийно. Прихожие встречаются эгегей и ойойой какие, поэтому фантазии здесь приветствуются самые сумасбродные: и гулкие цвета, и странные предметы, и антикварная мебель (как, впрочем, и замороченная дизайнерская). Творческий беспорядок именно в прихожей - вполне себе креативный ход. В данном случае не театр с вешалки начинается, а с вешалки театр - модное интерьерное лицедейство.

Прихожие. Хронология Древний аналог современной прихожей - это пространство между внешним миром и жилыми помещениями. Первые известные истории прецеденты такого предисловия к жилищу появились в странах теплых. В Месопотамии в 4-м тыс. до н. э. функцию прихожей выполнял крытый двор, вокруг которого были расположены комнаты глинобитного дома. Так же и в Древней Греции, правда, уже пару тысячелетий спустя. В качестве прихожей здесь служили пропилеи, то есть колонные портики, примыкавшие к домам. Там эллины встречали гостей и принимали посетителей не заходя в дом и одновременно не оставаясь на улице. Во дворец царя Микен Агамемнона войти можно было, минуя пять таких террас-прихожих, расположенных одна выше другой. Только потом гость попадал в украшенный фресками и барельефами приемный зал - мегарон. В Древнем Риме у прихожей тоже не было крыши. Римляне, кстати, это ограниченное колоннами пространство перед входом в богатые покои называли вестибюлем. В средневековой Западной Европе и с климатом, и с радостями жизни было чуть хуже, поэтому первые европейские прихожие были суровы, их функцию выполняли караульные комнаты перед покоями феодала. Чуть позже, в XII - XIII вв., в богатых домах Западной Европы стали устраивать декорированный коврами холл, который находился перед парадным залом и был связан с другими помещениями. Его обстановку составляли широкие скамьи и стоячие светильники. Подобный лаконизм царил в убранстве входных залов даже в пышных интерьерах эпохи барокко и рококо. Более душевно декорировать прихожие стали лишь в XIX в., по мере того как стало усложняться само пространство дома.

Текст Елены Савиновой

Архитектор Сергей Ивонин:

"Это все-таки не жилое пространство, это вестибюль, который мы делали как что-то среднее между общественным помещением и домашней прихожей. Дизайн мы разрабатывали по мотивам ар деко - "стиля миллионеров" - так его сейчас называют. Соответственно, использовали классические цвета роскоши: золото, черный и белый. И, прежде всего, хотели вызвать у посетителей чувство, что они вошли в необычное пространство".

Архитектор Виталий Болдинов о прихожих с перспективой: "Прихожая у нас получилась узкая, поэтому мы решили ее зрительно увеличить за счет длины. Прихожая выходит в холл и объединяется с ним общим полом в шахматную клетку. Эти клетки визуально удлиняют пространство, создают особую перспективу".

Архитектор Андрей Кабанов о прихожих городских и загородных: "Прихожая - это предисловие квартиры, которое говорит человеку о том, в какую систему координат он попал. Сильно отличаются функции прихожей в большом загородном доме и в городской квартире. В городе человек сначала попадает в подъезд, на лестничную клетку, в лифт, и это уже определенная подготовка к входу в жилую зону. Заходя в загородный дом, посетитель сразу попадает собственно в жилое пространство, поэтому здесь прихожая должна и функцию подъезда выполнять. Это более техническое пространство, чем прихожая в квартире, поэтому именно в доме имеет смысл разделение прихожей и холла".

Архитектор Мария Данелия о нетривиальных прихожих: "Это дом в английском, викторианском стиле, а в таких домах традиционно присутствовали помещения, оформленные в этническом колониальном стиле. В данном случае мы оформили прихожую в китайском ключе, со всеми узнаваемыми элементами. Яркий терракотовый цвет стен на самом деле всегда был принят в традиционных викторианских интерьерах, а в наши дни выглядит экстравагантно. Я считаю, что в прихожей, помимо сугубо функциональных удобств, должна заключаться некая особая идея, создающая настроение и атмосферу, должен быть нетривиальный акцент".