Призрак Востока
квартира общей площадью 230 м2 Левон Айрапетов, Павел Романов Японская эстетика в интерьере квартиры, спроектированном Левоном Айрапетовым и Павлом Романовым
...Кувшин сделан из глины, но используется пустота внутри него...
Лао-Цзы "Дао-де цзин", IV век до н. э.
Приглядевшись, можно обнаружить в интерьере признаки японской эстетики. Они не сразу заметны, вероятно, потому что современная архитектура давно ведет диалог с Востоком, и некоторые привнесенные им в наши дома элементы стали уже вполне привычными и органичными.
Японская бумага ручной работы - новый материал для наших архитекторов. Используется он в этом интерьере для создания абажуров и плафонов светильников, однако формы этих плафонов не традиционны, а причудливы и фантастичны.
Так, например, бумажное восьмиметровое крыло (или парус) "осеняет" авторскую барную стойку, которая, подобно кораблю, мощно врывается в "тихую гавань" гостиной. В спальне бумага натянута на овальную раму под потолком, повторяющую авангардные формы кровати, а в детской она послужила материалом для подвесного "ломаного" потолка. Тонкая и воздушная, бумага создает видимость, будто плафоны внушительных размеров легко парят; ее неяркий, приглушенный белый цвет, напоминающий небеленый лен, не слепит глаза, а поглощает и чуть рассеивает свет. Неоднородная, с вкраплениями, фактура материала в сочетании с деревянными элементами вносит в интерьер теплую "экологическую" струю в противовес холодному "звону" металла, стекла, керамического гранита.
Мини-сады камней - один из стереотипных образов, связанных с Японией. И как не открещивайся от этого штампа, ассоциация стойкая и незыблемая. Да и стоит ли бороться, если на ее стороне традиция и богатый смысловой подтекст. Камень - символ устойчивости и незыблемости, и мини-сады камней уравновешивают постоянные метаморфозы пространства, разнообразно взаимодействующие плоскости и вечно куда-то бегущие линии. Небольшие участки, засыпанные галькой, оформляют стыки криволинейных плоскостей и нефункциональных закутков, образованных сложными изгибами стен. Пусть камень - не живой организм, но все-таки он нерукотворен, а потому искусно оживляет лаконичные интерьеры кабинета и спален, позволяя обойтись без неуместного здесь тропического буйства комнатных растений.
Ничто не нарушает строгой, не терпящей излишеств гармонии этой квартиры. Чтобы не отвлекать взгляд, почти все функциональные предметы спрятаны в "глухие" шкафы. Максимально закрытые хозяйственные зоны расположены на периферии. Частные покои, кабинет и спальни, могут показаться менее изолированными. Их можно увидеть через своеобразные внутренние окна - дополнительные проемы в стенах, открывающие различные ракурсы помещений. Однако эта открытость обманчива: голоса обитателей квартиры неразличимы за вставленным во внутренние окна звукоизолирующим стеклом, а легко опускаемые тканевые ролль-шторки способны моментально скрыть от любопытных глаз находящегося в комнате человека.
Итак, функциональные зоны и предметы максимально скрыты, мебели минимум, вещи заперты в шкафы. При этом почти "дзенская пустота" интерьера информативна и эмоционально насыщена, а прочерченные по ней линии складываются в изысканную каллиграфию. В данном случае в классический белый цвет стен "подмешан" медовый оттенок, чтобы в пасмурные дни квартира не производила впечатления слишком "холодной".
Если строгая монохромная палитра наскучит хозяевам, они смогут расцветить гостиную с помощью торшера с лампами разных оттенков - от холодных синих до насыщенных красно-оранжевых. В квартире много свободного пространства и плоскостей, на которых особенно четко читаются немногочисленные, но выразительные линии архитектурных деталей, а также игра неразрывно связанных между собой света и тени. Квартира задумана так, что в ней всегда много воздуха, и есть надежда, что хозяева будут жить здесь с не покидающим их ощущением свободы.