Прозрачная архитектура дома
Объекты из стекла - суперсовременного, высокотехнологичного материала, - спроектированные российскими архитекторами
В архитектуре стекло начали активно использовать в XIX веке. В ходе промышленной революции этот материал вошел в моду и постепенно приобрел необычайную популярность, особенно благодаря внедрению металлических конструкций. Во второй половине века появилось множество зданий со стеклянной кровлей, позволяющей в полной мере использовать естественное освещение - торговые пассажи, вокзалы, выставочные павильоны. Они одновременно напоминали и об античных атриумах, и о готических витражах. Вспомним московский ГУМ, парижский вокзал Д'Орсэ, преобразованный в музей искусств, миланскую галерею Виктора Эммануила II. Ажурные геометричные своды, арки и купола стали характерным элементом архитектуры из стекла и металла. А в конце XIX века стекло "перекинулось" на фасады. Воображение современников было поражено сверкающими небоскребами Америки
Иначе говоря, архитектурный материал, который мы считаем суперсовременным, высокотехнологичным, имеет многолетнюю историю.
Но ведь это свидетельствует о его достоинствах и преимуществах, а не о нашей ошибке. Стекло - материал нужный и любимый, а потому развивающийся. Непрерывно велась и ведется работа по созданию стекла с заданными свойствами: сверхпрочное и безопасное, звуконепроницаемое и огнестойкое... Сегодня в мире насчитывается уже около 55 видов этого материала (в нашей стране их значительно меньше).
Расширялись и сферы применения стекла. Все начиналось с экстерьеров общественных и коммерческих зданий, но в конце концов дело дошло и до дизайна частных интерьеров.
Теперь из этого материала можно сделать настоящий "хрустальный" дворец, где полы, потолки, стены, перегородки, балконы, балки, межэтажные перекрытия, мебель и сантехника будут совершенно прозрачными. Или цветными, или матовыми... Стеклянными!!! Лучшим подтверждением этой утопической идеи станут спроектированные российскими архитекторами реальные объекты, которые вы увидите в нашей статье.
Начнем с лестницы. Тем более, что мы имеем возможность представить вам, уважаемый читатель, несколько превосходных образцов. Благодаря их разнообразию вы сами сможете убедиться в огромном эстетическом и конструктивном потенциале нашего материала.
В последнем проекте архитектора Уборевича-Боровского стеклянная лестница - центр всей композиции. "Мы задумали сделать очень современный интерьер, - говорит автор. - Небольшая площадь квартиры разбита сложной планировкой, сердцевиной которой стала лестница. Вокруг нее формируется пространство, к ней приковано все внимание, поэтому она должна быть чрезвычайно интересной.
Когда встал вопрос о выборе материала, мрамор и дерево были отвергнуты как слишком традиционные. И мы остановились на стекле. Поскольку квартира яркая, и в ней активно используется цвет, то остановились на фиолетовом мультиплексе (клееное многослойное стекло, цвет которому придает слой полимера - Л. К.). Когда идешь по стеклянной лестнице, все равно остается некоторое чувство опасности. Ради психологического комфорта и ощущения твердости к стеклянным ступенькам приклеена металлическая сетка. Еще одна особенность этой лестницы - в ней нет и двух одинаковых ступенек". По мнению Уборевича-Боровского, эксперимент со стеклом удался: "Я очень люблю стекло, считаю, что это материал архитектурный, тектонический. И его нужно максимально использовать в интерьере".
Стеклянная лестница для бассейна работы архитектора Романа Летяева крайне интересна и с точки зрения замысла, и с точки зрения воплощения. Стекло и вода семантически родственны, поскольку оба вещества прозрачны.
"Стоя перед лестницей бассейна, словно оказываешься перед застывшей массой воды. А в бассейн попадаешь, восходя по "твердой воде". Эта острота эмоций поддерживается и с помощью боковых проемов в бетонной стене. Через них видно пространство над бассейном и опять-таки "разрезанная" толща воды. Техническая же сложность этой красивой (немного фантасмагорической и слегка эротической) идеи Романа Летяева заключалась в том, что использование различных материалов (стекла и бетона) требовало большой точности работ во избежание деформации и последующей течи бассейна.
Третий проект, о котором хотелось бы рассказать, еще не воплощен, но очень интересен. Принадлежит он архитектору Алексею Козырю, известному своей приверженностью стеклу и металлу. Благодаря подобным "сумасшедшим" идеям и развивается наша архитектура. Да и нашим изготовителям приходится вытягивать себя за волосы из болота. Скажем, три года назад, когда Козырю захотелось перекинуть гнутый мостик над кроватью(!), заказ пришлось выполнять в Италии. Сегодня гнутое стекло можно сделать и в Москве. Итак, лестницы подобной той, что придумал Алексей, по его словам, у нас еще не делали, хотя сам принцип - не его изобретение. Линейная лестница не крепится к стене, а представляет собой самонесущую конструкцию, похожую на корпус яхты. Этим достигается ее необычайная визуальная легкость и воздушность, которых и добивался автор.
Эффект легкости и в то же время насыщенности пространства получен благодаря использованию стекла и в интерьере архитектора Евгении Кондратьевой. Балкон должен был расширить проход над гостиной.
Удачно выбранный материал позволил избежать ощущения его мрачного нависания; напротив, интерьер выглядит очень свежо и оригинально. С помощью стекла (и благодаря его прекрасной сочетаемости с другими материалами) архитектору удалось также выйти из затруднительной ситуации и справиться с сугубо практической проблемой. Купленная кухонная мебель оказалась несколько уже отведенного ей пространства. Оно-то и было заполнено стеклянным шкафчиком.
Архитектор Павел Романов виртуозно решил аналогичную практическую задачу с обратным условием: при недостатке места он спрятал выдвижной шкаф под лестницу. Поскольку лестница - стеклянная, то и пространство под ней должно быть проницаемым для взора. Одежда, висящая в гардеробе, красуется будто в витрине магазина и видна как обитателям дома, так и гостям. Что ж, это вполне соответствует тенденциям в моде и дизайне (вспомним прозрачную обувь, надувное прозрачное кресло фирмы ZANOTTA или Центр Помпиду в Париже).
Стеклянный балкон - это круто. Но еще сильнее поражает воображение прозрачный пол- потолок, разделяющий два этажа. В доме, спроектированном Владимиром Воробьевым, установлено стеклянное межэтажное перекрытие между бассейном и гостиной. Чувствуете тенденцию? Почему-то всем нравится подглядывать за купающимися. А может, генетическая память заговорила - "все мы вышли из воды-ы-ы". Грядет еще более грандиозный проект Михаила Посевкина, где стеклянный пол будет простираться над бассейном с высотой помещения в 3,6 метра. Ну, это вообще для небожителей: этакий Зевес станет взирать с высоты своего Олимпа на бултыхающихся людишек.
По словам представителей "Штивера", ведущей фирмы по изготовлению архитектурного стекла, потолок может быть дополнен стеклянными же балками и колоннами. Кстати, абсолютно прозрачная колонна высотой 2,5 метра ими уже была изготовлена и благополучно установлена.
Но давайте немного остудим разгоряченное воображение вещами более спокойными и земными.
Вот что говорит Вадим Греков, активно использующий стекло в своих проектах: "Несомненно, это очень современный материал. Но суть в другом - он позволяет свободно обращаться с основной формой. Благодаря ему можно дополнять пространство функциональными вещами, которые не привлекают к себе столько внимания, сколько дерево или камень. Ведь они такие весомые, осязаемые, что даже малая форма начинает активно работать.
В одной из новых квартир из стекла сделаны двери и перегородки. Разделяя функционально, они сохраняют целостность пространства. В данном случае это очень важно, поскольку квартира обращена к трем сторонам света. Благодаря стеклу, разделяющему кухню, гостиную и спальню, жилые помещения весь день залиты равномерным естественным светом. Например, встроенная стеклянная перегородка между спальней и гостиной абсолютно светопроницаема, но не прозрачна.
Бесконечное пространство - моя из