Прямоугольный рай
двухуровневая квартира общей площадью 230 м2 Дмитрий Быков, Светлана Кулишенко
Видимо, полвека для художественного стиля - не возраст. Во всяком случае, когда речь идет о минимализме. Он и сегодня воспринимается как остросовременный, смелый, непривычный. Особенно если в этом стиле выполнен жилой интерьер
Такое случается нечасто: заказчики точно знали, какой хотят видеть свою квартиру. Им был нужен не просто современный интерьер, но именно минималистский. Не смутил наших героев и "стиль" здания (недавняя постройка "с претензией" на традиционность). Далее - архитекторы. Они были приглашены после долгих раздумий и изучения опубликованных работ, зато потом им доверились полностью.
Свою задачу авторы проекта видели в том, чтобы максимально освободить и гармонизировать пространство.
Отсюда идея предельно легких, а порой и прозрачных конструкций (пилоны, лестница, лестничное ограждение, витражи и т. д.). И все это на фоне теплого "солнечного" цвета.
При создании пространственной композиции использовался достаточно ограниченный набор приемов (минимализм есть минимализм). Весь интерьер построен на сочетании вертикальных и горизонтальных объемов. То есть в обширном общем пространстве первого этажа разные по высоте прямоугольные пилоны обозначают границы функциональных зон, не изолируя их друг от друга.
Пилонам помогают потолочные конструкции, закрепляя впечатление обособленности отдельных частей помещения. Именно так - с помощью пилона и пониженного потолка - обозначена, например, прихожая. А вот диванная группа поддержана только потолочной композицией. Зато собственно кухня выделена с утроенной силой: вертикалью (пилон плюс витражная стенка) - раз, горизонталью сверху - два и небольшим подиумом - три.
По цвету и фактуре разделительные конструкции отличаются от гладких стен, являющих взгляду разные оттенки желтого. Пилоны же - белые, шершавые. Третий цвет квартиры - теплое дерево (бук). Выпадают из общей гаммы санузлы (особенно гостевой) и домашний кинотеатр. Таким образом лишний раз подчеркивается обособленность этих помещений.
В захватывающее состязание - взаимодополнение вертикальных и горизонтальных плоскостей - включен и еще один чрезвычайно важный элемент.
Мы имеем в виду целую систему узких прямоугольных ниш и прорезей. Они тоже могут быть вертикальными и горизонтальными, могут скрывать в себе светильники или играть роль декоративных окошек. Обратите внимание, как две перпендикулярные друг другу подсвеченные ниши оживили торжественную композицию у подножия лестницы.
Сама лестница - объект совершенно особый. Она сконцентрировала в себе и вокруг себя все художественные приемы, характерные для интерьера в целом. Здесь и строгое сочетание вертикали и горизонтали, и легкость-прозрачность.
Со стороны стены лестницу украшает интереснейшая пространственная фигура, состоящая из деревянных панелей, отнесенных от плоскости на разное расстояние.
В образовавшиеся ступеньки вмонтированы светильники (подобным образом они "прячутся" в уступах и нишах первого этажа). Наконец, уже на втором этаже над лестницей простирается поперечно нарезанный белоснежный потолок с подсветкой (все те же узкие прямоугольники!). Изумляет не только красота открывающегося вида, но и неожиданная высота помещения. На самом деле (с лестницы этого не видно) архитекторы сделали потолок вогнутым, что изменяет ощущение реальной перспективы.
В замкнутых объемах квартиры игра форм строится на том же принципе, что и в открытом пространстве. Только в спальне пилоны сменяются изящной пристенной конструкцией - тоже белой, с грубой фактурой и подсветкой; в домашнем кинотеатре имеются два симметрично расположенных белых стеллажа-панно для видеокассет; а в детской с помощью полок и цвета обыгран короб дымохода.
В интерьере, с которым мы вас познакомили, всего "по-минимуму" - и используемых форм, и цвета. Но ничего похожего на ощущение мрачной аскезы или лунной пустыни нет. Здесь вполне комфортно живется.
Иными словами, и минимализм бывает теплым и уютным.