Пустое место
трехуровневая квартира (198 м2) в пригороде Санкт-Петербурга Рита Чумбаш, Алексей Иванов
В Питерской квартире, сделанной архитекторами Ритой Чумбаш и Алексеем Ивановым, минимум вещей, крашенные в белый цвет и даже просто бетонные стены, в качестве декора - бамбук. Однако обозначить ее минимализмом, фьюжн или той же Японией было бы неверно. Задействовав многократно использовавшиеся в последние годы приемы и средства, авторы решили задачу гораздо более сложную, чем простая компиляция. Результатом года работы над проектом стала... пустота
Дом из квартир-блоков начал строиться в питерском пригороде несколько лет назад. Активно использующийся в советские времена экономичный секционный принцип был адаптирован к современным потребностям - квартиры разделили глухими стенами, так что в каждой получилось три этажа. Еще в процессе строительства одна из квартир была приобретена известным питерским ресторатором - хозяйкой сети японских ресторанов "Ки-До". Около года назад она обратилась к архитекторам Рите Чумбаш и Алексею Иванову с предложением реализовать свою идею. "Мне хотелось, чтобы пространство квартиры было воздушным, светлым, но главное - чистым. Таким, чтобы его можно было легко изменить. К примеру, бросить подушки с цветами - и создать летнее настроение", - вспоминает Алена.
Алексей Иванов: Один голландский архитектор сказал, что архитектор - раб заказчика. Это был как раз такой случай. Хозяйка квартиры придумала идею. Мы занимались ее совершенствованием и шлифовкой. Алена любит Японию и все, что с ней связано. Ей близок минимализм.
Так что нам пришлось решать своего рода виртуальную задачу - сделать все просто и пусто. Одни стены.
Salon: Вы тоже отдаете предпочтение минимализму?
А.И.: Думаю, да. В Академии художеств нас учили большой архитектуре. А после получения диплома единственным способом самовыражения оказались квартиры - и так 10-15 лет вплоть до настоящего времени, когда мы стали строить дома и торговые центры. Вот и получилось, что пришлось попробовать много всего. Мы прошли через разные стили и поняли, что все это не нужно. Сейчас стараемся обойтись минимумом деталей. Минимализм мне кажется чем-то конечным - в нем все сводится к точке. Думаю, это как раз то, к чему стоит стремиться. Минимум ненужного. Конечно, в хорошем смысле, когда интересно и сложно.
S: В планировке многое пришлось менять?
А.И.: Мы убрали старую лестницу, пробили несколько новых окон, в гостиной сделали выход на террасу над гаражом, а один из выходов на первом этаже, наоборот, закрыли. Пришлось перенести несколько стен, чтобы максимально увеличить пространства. В этой квартире было много переделок: для достижения нужного эффекта сносились целые стены - уже отштукатуренные и покрашенные. Многие вещи рождались в процессе...
S: Что, например?
Рита Чумбаш: Изначально интерьер задумывался белым. Белый и немного черного. В ходе строительства появились серые полы и серые косяки у стеклянных дверей. Все стены вначале были окрашены, а потом возникла идея кое-где оставить чистый бетон. В конечном итоге, думаю, именно введение серого цвета позволило объединить все три этажа квартиры в единое целое.
S: Белый цвет, бетон, Япония, минимализм - вас не смущает, что мода на эти вещи постепенно уходит?
Р.Ч.: Кажется. Но эта квартира - вне стиля. Думаю, такое положение не даст ей быстро состариться. Разумеется, от Японии здесь что-то есть, но интерьер не японский. Я бы не стала использовать применительно к нему также термин минимализм - слишком много разных отсылок и анахронизмов. Эта квартира белая, легкая, подходящая для своей немного экстравагантной хозяйки. В ней чувствуется личность. Поэтому, на мой взгляд, уместнее будет говорить о каком-то универсальном, урбанистическом стиле или даже о его отсутствии.
Рита Чумбаш:
"Замысел принадлежал заказчице. Нашей задачей было довести ее идею до совершенства. Ровные стены, пустые пространства, большой камин - квартира получилась светлой
и легкой, идеально подходящей своей немного экстравагантной хозяйке. По стилю - это универсальный, урбанистический стиль, скорее даже его отсутствие".