Путевые заметки

Интерьеры поездов Venice Simplon-Orient-Express и British Pullman, следующих по маршруту Венеция-Париж-Лондон

Дата публикации 14.01.2005

Текст: Алена Аникст

Материалы: - (c) Orient–Express

Журнал: N9 (87) 2004

Однажды октябрьским утром 1977 года мистер Джеймс Шервуд увидел в лондонской газете Times объявление о продаже старых пассажирских вагонов класса люкс, построенных в 20-е годы и принадлежавших французской Wagon-Lifts Company. Мистер Шервуд, владелец одного из лучших в Венеции отеля Cipriani, совсем не собирался обзаводиться поездом, напротив, уже несколько месяцев он искал возможность вложить деньги в недвижимость, например в еще один отель Объявление радикально изменило ход мысли бизнесмена. Шервуд отправился в Монте-Карло и на аукционе "Сотбис" под вспышки фотокамер купил два потрепанных вагона. В следующие четыре с половиной года предприниматель вложил 20 миллионов долларов в приобретение и реставрацию паровых локомотивов, вагонов-ресторанов и спальных вагонов начала прошлого века. 25 мая 1982 года на лондонском вокзале Виктория, стоя у своего любимого пульмановского вагона "Одри", мистер Шервуд произнес речь о возрождении легендарного "Восточного экспресса". К началу нового столетия компания Orient-Express собрала у себя четыре роскошных поезда и создала сеть туристических маршрутов в Европе и Азии. Первым и самым знаменитым из них стал Лондон - Венеция. В "Восточный экспресс" мы садились в Венеции. Белоснежные моторные лодки-такси с ярко-желтыми сиденьями подвозили пассажиров прямо к ступенькам вокзала Санта-Лючия. Лоснящийся темно-синий состав со сверкающими медными поручнями и фирменной геральдикой на бортах вагонов уже ждал нас на крайней платформе. Пока симпатичная барышня за стойкой, помещенной прямо на перроне, проверяла билеты, мимо промчался юноша с охапкой свежих орхидей (потом они окажутся на столике в купе). Вместо цифр на вагонах - большие латинские литеры. На ступеньке тамбура элегантный стюард в голубой форме приветливо подает руку в белой перчатке и провожает до дверей купе. Рядом с дверью вместо номера - табличка с фамилией. Багаж уже доставлен. Устраиваешься на чудесном мягком диване и ждешь отправления. На столике красного дерева - свежий выпуск английской газеты и персональный ключ от купе. С первой же минуты возникает совершенно ясное чувство, что время повернулось вспять, что мы и спешащие за окном пассажиры находимся в разных реальностях. Стены купе украшены инкрустированными панелями красного дерева, на столике - уютная лампа с шелковым абажуром, под окном - прабабушкин радиатор. Под потолком - плафоны в виде ландышей. Чтобы открыть непривычно широкое окно, нужно крутить ручку, похожую на патефонную. Рисунок на обивке дивана удивителен - такой ткани вы не найдете сейчас ни в Лондоне, ни в Париже. В угловом шкафу спрятан умывальник. Не успел поезд медленно тронуться, как раздается стук в дверь - метрдотель в черной с золотом униформе протягивает приглашение на ланч. К услугам пассажиров отличный бар с роялем и плюшевыми диванами и три ресторана в стиле ар деко. Элегантный черно-белый "Лалик" был построен в 1927 году во Франции. Интерьер, кресла и панели "Вакхические девушки" - дизайн знаменитого Рене Лалика. В другом ресторане, "Северной звезде", стоит обратить внимание на изящную инкрустацию, выполненную в 1926 году Альбертом Данном. Третий, "Китайская повозка", построенный в 1927 году и отделанный черными лаковыми панелями, считается одним из самых шикарных вагонов в мире. Ему когда-то отдавали предпочтение многие королевские семьи, путешествовавшие из Парижа в Венецию и на Лазурный берег. Пока за окном проносится индустриальный пейзаж Северной Италии, лучшее, что можно придумать, - это заняться детальным изучением местной кухни. Бригадой поваров в "Восточном экспрессе" руководит Кристиан Бодигуэл, который работает здесь уже двадцать лет и каждые три месяца ухитряется изобретать новое оригинальное меню. Еду еще не принесли, и можно перекинуться парой слов с услужливым стюардом Мэтью Беннеттом, который тут же начинает рассказывать о знаменитостях, путешествовавших этим поездом. Недавно, скажем, нагрянул Джон Траволта с семьей и многочисленной челядью. Занял ни много ни мало целый вагон, шумно ужинал в ресторане, просидел до ночи в баре. Отправляясь вечером в ресторан, пассажиры переодеваются, соблюдая строгий этикет: мужчины в костюмах и галстуках, дамы в вечерних туалетах. Перед ужином публика, напоминающая персонажей из романа Агаты Кристи, картинно расположившись на диванах, слушает музыку и тихо переговаривается. Тем временем поезд пересекает Австрию и въезжает во Францию. Вернувшись в купе после ужина, обнаруживаем, что просторный диван превратился в удобные широкие кровати на двух уровнях. Приготовлены халаты и бархатные ночные тапочки. Утром после остановки в Париже, проехав живописную Нормандию, у пролива Ла-Манш пересаживаемся в автобусы, чтобы пересечь пролив по туннелю. В портовом городке Фолкестоне нас встречает другой живописный поезд - желто-коричневый состав из десяти антикварных пульмановских вагонов, который повезет нас по веселым полям графства Кент в Лондон, на вокзал Виктория. Поезда. Venice Simplon-Orient-Express и British Pullman. Маршрут. Из Венеции, с остановкой в Париже, до Ла-Манша, где происходит пересадка в специальные автобусы для проезда по туннелю. На британской стороне - пересадка в поезд, идущий до Лондона. Время в пути. 31 час. Вагоны. Двух типов: пульманы в Британии и литсы для континентальной Европы. Цена. В один конец - от 2300 до 5800 евро в зависимости от типа купе. Вернуться к статье "Другие поезда"