Пятидесятые: прямая трансляция
Дизайн 50-х: предметы, ставшие с годами современнее
Такие рисунки пятнадцать лет назад тоже были популярны, лампа никогда не выходила из моды, а ваза для фруктов лишь по чистому совпадению похожа на диван. И все же 50-е сейчас - это не случайность, а тенденция. В фильмах, машинах, одежде и мебели, на аукционах Sotheby's и в залах художественных галерей можно встретить картины, мебель, машины 50-х, их ремейки или предметы, которые вызывают в памяти вещи тех лет. Пусть даже в силу очень отдаленного сходства. Раньше их вспоминали по отдельности, сейчас вспомнили вместе. Но будьте внимательны: смысловая трансляция совсем не обязательно является прямой...
Вечные ценности
"Артишок", пожалуй, самая известная лампа 50-х гг. Вызвав огромное количество подражаний и модификаций, она так и не была превзойдена. Наверное, поэтому выпускается до сих пор [1].
Лука Скаккетти, дизайнер
"Возвращение - обычное явление в истории дизайна. Прошлое, как правило, начинают вспоминать через поколение: для переосмысления нужно время. Сейчас мы возвращаемся к дизайну 50-х..."
Чистая случайность
Между диваном Marshmallow 1956 г. и вазой для фруктов Kalpa Maxi/Mini 2003 г., казалось бы, нет ничего общего. Покрытые винилом подушки и керамика, яркие цвета и белый монохром, индустриальный модульный принцип и традиционные индийские техники... Но так ли случайно их сходство? [2, 3]
Кукольный дом
Выпустив коллекцию в стиле 50-х, Pier Fray "попала" еще в две актуальные тенденции - "Гавайи" [4] и "детство" [5].
Плохая память
Несмотря на то что расцветка а-ля леопард - такая же константа моды, как кружочки и полосочки, ее последний настоящий бум пришелся на 50-е годы. С тех пор "леопард" ассоциируется с буржуазной роскошью так же устойчиво, как соболь - с русским стилем, а горностай - с королевскими мантиями. Забывчивость здесь - только плюс: в трактовке Roberto Cavalli буржуазный шик становится модным эпатажем [6, 7].
В новом цвете
Мечта всех женщин 50-х - холодильник Westinghouse - недавно был покрашен в фиолетовый цвет. Главный символ послевоенного благоденствия и прогресса - сейчас забавное дополнение в квартиру в стиле фьюжн [8].
90x60x90
Со времен 50-х мебель "похудела" так же сильно, как и женщины. Кресло Франца Ромеро для De Sede - что, как не ностальгия по мягкости округлых форм? [9]
Традиции: второе издание
Котелок Тимо Сапранева увидел свет в 1959-м, а в 2003-м был выпущен вновь. Тогда как прогресс плюс традиции - сейчас как традиции плюс прогресс [10].
Ив Гасту, галерист
"Современные коллекционеры избегают предметов "музейного" вида. XVIII, XIX и начало XX века интересовали их родителей. Открытие сегодняшнего дня, особенно для молодых (35-55 лет) ценителей антиквариата, - это мебель, которая в 40-50-х годах продолжала изготавливаться вручную, с клеймами дизайнеров, в единичных экземплярах. Ее создатели часто были архитекторами по основной профессии. В начале 50-х многие из них начали экспериментировать с моделями, которые могли бы пойти в массовое, индустриальное производство, но поначалу выполнялись ограниченными партиями для отдельных клиентов. Это - стиль модернизм. Лучшие его примеры - работы Ле Корбюзье и его учеников. Выполненная ими мебель выглядит очень современно."
Она функциональна и в то же время престижна благодаря качеству работы, материалам и уникальности. В жилом интерьере ее можно смешивать с вещами, созданными в 90-х годах.
Fifties Forever
Прежде всего, оговоримся: антиквариат 50-х не имеет никакого отношения к американскому "консюмеризму" и поп-арту, а также к любому серийному производству в принципе. Старые холодильники, кофеварки и кровати, существовавшие в свое время в тысячах экземпляров, дороже не становятся. Чего не скажешь о мебели известных архитекторов 50-х, которая уже тогда была немногочисленной. Цены на нее, по мнению экспертов, в будущем будут только расти [11-14].
Маттео Тун, дизайнер
"Дизайн 50-х - это часть феномена фьюжн. Сейчас 50-е "открывает" самый прогрессивный из существующих в настоящее время стилей - гламур. Интересный факт - вещи тех лет с годами становятся только современнее..."
Дело принципа
Принцип подобия не обязательно действует буквально: форма кувшинов может передаться светильникам, и наоборот. При этом не факт, что окружающие их вещи не изменятся как-то иначе: рядом с кувшином в стиле 50-х вместо положенной затянутой в корсет чашечки может запросто оказаться крупная "соседка" в духе 30-х годов [15, 16].
Наивный гламур
Наша жизнь настолько усложнилась, что простые формы кажутся уже не простыми, а простоватыми.
Легкое "исправление" позволяет не только улучшить ситуацию, но и сохранить стиль [17]. Что касается рисунков 50-х, они были прочитаны на гламурный манер. Наивность? Пожалуйста! Но только в варианте Энди Уорхола [18].
Сладкая жизнь
Кофейная машина Filtromat, выпущенная компанией WMF в 1958-м, стала сенсацией своего времени. Внимание покупателей в первую очередь привлекла новаторская техническая концепция: количество и вид кофе могли варьироваться по желанию клиента. Раритет [19].
Параллельные миры
В 50-е годы высокий дизайн уживался с философией массового потребления, а спокойные домашние формы - с экспрессивными архитектурными линиями. Нам в наследство досталось то и другое [20-22].