Работа над мечтой
дом архитектора Татьяны Борониной в Подмосковье
О собственном доме рассказывает архитектор Татьяна Боронина.
"Как жаль, что эта развалюха не продается!" - такая вот парадоксальная на первый взгляд мысль неожиданно пришла мне в голову при виде этого дома. Когда-то, в прошлом, это был административный корпус дачного кооператива. Двухэтажный, жуткого вида (из силикатного кирпича, с выбитыми окнами), уже лет десять он не отапливался и вообще никак не эксплуатировался. Мне он понравился своей дурацкостью, сквозь которую проглядывало нечто перспективное. Здесь чувствовалась хорошая основа. Я поняла, что из него можно что-то сделать, а точнее, можно сделать что угодно. Короче, этот дом словно протянул ко мне руки.
Он вытянутый, его можно поделить на зоны (на крылья и жилую середину), решила я. А стены и крышу можно сохранить - они в хорошем состоянии. Я очень не люблю что-то строить с самого начала - рыть котлован, ставить фундамент. Еще пугает, когда приходишь на голый участок - без деревьев. А здесь участок был лесистый, и это мне очень понравилось.
Когда-то давно, проезжая мимо этого места, я сказала: "Вот здесь у меня будет дача". Тогда еще не имея в виду никакого конкретного дома. Так и получилось. Вообще, мечту надо убедить. Я уверена, что, если чего-то очень сильно хочешь, это обязательно сбудется. Особенно если проговариваешь вслух то, о чем мечтаешь.
Я сломала все, что можно было сломать, кроме несущих стен, конечно. На первом этаже организовала открытое пространство. Сердце первого этажа - столовая и кухня. У меня большая семья, а в больших семьях всегда, наверное, так: жизнь вращается вокруг обеденного стола. В одном крыле первого этажа - комнаты моей мамы. В другом крыле - блок гостевых помещений, турецкая баня, хозяйственные помещения. На втором этаже комнаты располагаются так: посередине - студия и мой кабинет, где я принимаю посетителей и работаю над проектами, в одном крыле-детские с примыкающим к ним санузлом, в другом-спальня с большой ванной комнатой и гардеробной. По характеру моя работа довольно приватная, поэтому я спроектировала рабочую зону на втором, приватном этаже. Существует два входа в дом. Первый - парадный, с балконом; второй - камерный, он располагается со стороны внутреннего дворика.
Трудно сказать, к какому стилю относится интерьер. Мне нравятся современные приемы, но, если их слишком много, они как-то не греют, а для жизни тепло очень важно. Поэтому остросовременные вещи я люблю сочетать с классическими элементами. Так, в моей спальне стоят кровать от FLOU с прямоугольной спинкой, обтянутой кожей, и кресло в духе Людовика XV. Кроме того, я люблю утрированные классические элементы. Например, на балконе второго этажа я поставила кресло от COLOMBOSTILE. В его дизайне намеренно преувеличены отдельные типично ампирные моменты, к примеру подлокотники в виде крыльев. А вот на стулья, которые стоят в холле и в столовой, стоит обратить особое внимание. В их форме угадываются очертания типичного кресла в стиле Людовика XVI с круглой спинкой-медальоном, но здесь утрирована отделка: посеребрены не только деревянные части стульев, но и кожа, которой обтянуты сиденья.
Я недавно по-новому взглянула на старую истину - что вкус зависит от того, в какой среде человек рос. Представления о прекрасном закладываются в детстве. Например, одна моя знакомая любит стиль 70-х: прямые формы мебели и чтобы непременно в гостиной была "стенка". Любит именно потому, что выросла в таком интерьере. Я росла в другом интерьере. В целом обстановка была относительно стандартной, но дома были и другие вещи - резной комодик, старинная лампа, канделябры… Были мамины рисунки (мама - выпускница знаменитого Мухинского училища). А из окон (мы тогда жили на улице Осипенко) открывался прекрасный вид на высотный дом на Котельнической набережной. Сталинский ампир - стиль, очень мною уважаемый. Его отголоски можно найти и в этом доме - достаточно посмотреть на фасад с характерным рустом.
Конечно, я не стала воссоздавать стиль той квартиры в точности. Связь есть, но очень опосредованная. Там, например, был прекрасный темный паркет, а стены - светлые. Интерьер этого дома я тоже строила на контрастах. Про контраст форм я уже сказала, но это касается и цвета. Двери черного цвета контрастируют с гранитным полом более светлого оттенка. Приватные зоны покрашены в яркие цвета.
В своем рабочем кабинете я повесила графические и живописные работы мамы (это 50-е годы ХХ века). А в спальне - фотографии моего первого объекта, сделанного в чистой классике. Таким образом, и с фотографий на меня смотрит классика. И если уж говорить о приемах, то здесь есть то, что больше любого приема, - творческая атмосфера, которая и была, и есть в нашем доме. И - шире - преемственность в понимании прекрасного, когда предметы в стилях прошлого и позапрошлого веков (будь то ар деко, или ампир, или что-то другое) легко и артистически существуют в современном контексте".
Автор проекта Татьяна Боронина: "Главный вход в дом получился по-настоящему парадным. Через окна видно двусветное пространство холлов первого и второго этажей и эффектную праздничную люстру от FLOS. Впечатление парадности усиливает сама конструкция дома - он вытянут по горизонтали, два крыла располагаются симметрично относительно входа. Есть в этом неявный намек на архитектуру русской усадьбы. И в принципе уже в облике фасада можно прочитать основную интригу интерьера: это современный стиль, творчески переосмысливающий классику. Помимо парадного входа я спроектировала и другой, камерный. Он расположен в одном из крыльев дома со стороны внутреннего дворика. Вокруг много деревьев, поэтому для наружных стен дома я подобрала краски двух естественных тонов - цвета коры сосны и коры ели".