Разум и чувства
московская квартира площадью 139 м2 Игорь Шашков, Леонид Павлушин Классические образы, интерпретированные в соответствии с современным пониманием интерьера
Наверное, спустя много лет историки искусства будут ломать головы над парадоксами и загадками постмодернизма больше, чем над каким-либо другим явлением культуры. Не подчиняясь практически никаким законам кроме закона художественной свободы, он с легкостью жонглирует эпохами и стилями, посмеиваясь над нашим замешательством. А мы не только с удовольствием наблюдаем за этим представлением, но и давно уже в нем участвуем...
Обратившиеся к дизайнеру Игорю Шашкову владельцы одной из московских квартир сразу четко сформулировали свои требования к будущему дому: они хотели получить "классический" интерьер. С самого начала стало ясно, что речь здесь идет скорее не о реконструкции, а о декорировании интерьера: планировка практически не изменилась, и вся работа была сосредоточена непосредственно на дизайне.
По словам Игоря Шашкова, он никогда не придерживается какого-то определенного стиля - в городской квартире это выглядело бы просто неуместно. Поэтому возникшие "классические образы" были интерпретированы им в соответствии с современным пониманием интерьера. Впрочем, типичные для "классики" декоративные приемы остались вполне узнаваемыми: эффектная анфилада комнат, состоящая из холла, столовой и гостиной, открывается уже от входной двери, а затем продолжается в отражении огромного зеркала, встроенного в стену за имитацией камина.
Известно, что постмодернизм "вспоминает" традиционные ценности не без иронии, так что "ненастоящий" камин весьма тонко отвечает его духу, не лишенному, впрочем, и ностальгии по прошлому. Использование же зеркал вообще становится важным моментом: это можно в полной мере ощутить и в гостиной, и в столовой.
Принцип организации потолков с декоративными росписями можно считать "фирменным знаком" Игоря Шашкова. Рисунок потолочной росписи в гостиной с изящно вписанными в него светильниками воспроизводит стилистику ар-нуво, а цветы и птицы, украшающие потолок столовой, напоминают композиции символистов.
Изысканная цветовая гамма квартиры, построенная на удивительно красивом сочетании сиреневого, нежно-зеленого и кремового цветов, тоже апеллирует к эпохе последнего "большого стиля".
По словам автора проекта, через ар-нуво в интерьере проявляется женское начало, в то время как мужское выражено в использовании характерных приемов и фактур легендарного ар-деко - стиля эпохи восхищения машинами: собственно говоря, на их взаимодействии строилась идея всего интерьера. Легко узнаваемые элементы "стиля победителей" вплетены в пространственную ткань интерьера повсюду: это и строгие геометризированные линии рисунка тех же панелей и потолка в гостиной, и стилизованный цветочный орнамент пола в столовой. Эти рисунки - авторские, выполненные по эскизам дизайнера, так же как и практически вся, кроме мягкой, мебель в квартире. Естественно, выбор ар-нуво и ар-деко в качестве прообразов этого интерьера был обусловлен и чисто практическими соображениями - в частности тем, что они больше других стилей подходят под современные параметры жилья: по выражению Игоря Шашкова, "сложно сделать, например, ампир при высоте потолка 2,90 м".
Но эстетическая сторона, к счастью, оказалась в этой квартире не менее важной - ведь иначе невозможно создать тот рассчитанный на образованного зрителя символический код, в котором зашифрованы и полное противоречий искусство XX века, и классическая традиция. Символы легко узнаваемы, и все же мир этого интерьера - неклассический: абсолютно современный характер пространства безошибочно угадывается в той рациональности, с которой сопоставляются столь разные фрагменты исторической мозаики, в непривычной рафинированности и чистоте вроде бы знакомых линий, в пронзительности тонкой цветовой гаммы. В этой игре прямых цитат и завуалированных намеков присутствует, конечно, определенная доля иронии, но заказчики ощущают душевный комфорт именно в таком образном пространстве и, как они утверждают, в восторге от него.