Революция в сталинском доме
квартира общей площадью 115 м2 (Москва) Борис Валуев, Юрий Егоров
Еще несколько лет назад квартира в так называемом сталинском доме была сама по себе предметом гордости для любого столичного жителя. Сегодня ситуация изменилась, и знаменитые высокие потолки и толстые стены, практически каждая из которых оснащена вентиляционным стояком, уже не отвечают потребностям идущей в ногу со временем семьи
Заказчика реконструкции одной из таких квартир, по его словам, не устраивало в ней все: узкий коридор, маленькие кухня и ванная, четыре изолированные комнаты. Две из них (кроме спальни и детской) хозяева хотели объединить - не только с целью сделать полноценную гостевую зону с перетекающими помещениями, но и для визуального расширения пространства, создания эффекта большей площади. (Надо сказать, что архитекторам удалось увеличить пространство и зрительно, и физически: когда ликвидировали межкомнатные перегородки и присоединили лоджию к кухне, жилая площадь увеличилась на 5 м2).
В процессе объединения кухни, столовой и гостиной от межкомнатной перегородки на потолке осталась балка высотой 70 см. Балка явно мешала, и с ней надо было что-то сделать. В этой квартире "лишнюю" бетонную конструкцию обыграли нестандартным образом - превратили в подвесную библиотеку. Теперь она связывает, а не разъединяет две части гостиной. Балка "подсказала" архитекторам еще один прием, усложнивший лаконичное пространство квартиры: под потолком спальни и кухни соорудили подвесные деревянные конструкции со встроенными светильниками.
Зрительно расширить пространство, по мысли архитекторов, можно было за счет лаконизма в оформлении интерьера и максимального стилевого единства деталей. Во взгляде на декор авторы встретили полное понимание со стороны заказчика: с самого начала он настаивал на том, чтобы все в украшении интерьера было функционально оправданно и разумно. В качестве основного цвета (потолок, стены) выбрали белый - цвет плавно переходит с одной поверхности на другую, зрительно раздвигая объединенное пространство кухни, столовой и гостиной.
Отдельного внимания заслуживают двери в приватную зону: вместо дверей в привычном понимании мы видим ровную, облицованную деревом поверхность без явных признаков каких бы то ни было дверей. На самом деле они там есть, но входы в ванную, санузел и спальню обозначены только выключателями - нет ни дверных косяков, ни ручек.
Появление потайных дверей в этом интерьере не случайно. Как говорят сами авторы: "Мы столкнулись с этой проблемой, когда три двери оказались рядом, в метре друг от друга. Как сделать так, чтобы они не бросались в глаза? Придумали потайные: если толкнуть одну из панелей, то выясняется, что это дверь. Это решение, чистое с точки зрения функциональности, соответствует тому историческому контексту, из которого мы не хотели выходить, - потайные двери имеют очень давнюю традицию и восходят к средневековой замковой культуре. Так что получилось и романтично, и эстетично, и функционально".
Стилевое единство интерьера обеспечено подходом архитекторов к материалам: минималистская концепция оформления позволила сделать акцент на различных породах дерева, которые сами по себе благодаря богатой фактуре и глубокому цвету несут самостоятельную декоративную нагрузку. Полы во всей квартире (кроме ванной комнаты) выстелены выбеленным дубом, плинтуса изготовлены на заказ в тон пола, в спальне сделан акцент на благородном шоколадном оттенке зебрано, в ванной комнате столешница и шкафчики выполнены из венге.
Важное свойство современного интерьера - готовность к переменам: стиль, цвет, мебель, аксессуары продуманы так, чтобы со временем можно было вносить коррективы в сложившееся пространство. При таком подходе облик квартиры приобретает мобильный характер, в нем всегда можно что-то изменить.
Борис Валуев:
"Выбирая архитектурное решение для квартиры, ни заказчик, ни мы в своих разговорах не использовали слова "минимализм". Хозяин квартиры стремился - и мы полностью разделяли его вкус - создать максимально разумное и функциональное пространство".