Резиденция посла Пакистана
Старый московский особняк - творение зодчего Константина Сергеевича Разимова
И только через год знакомые порекомендовали ему зодчего Константина Сергеевича Разимова. Главное требование заказчика - дом должен был быть небольшим по размерам, но при этом выглядеть несколько помпезно и обязательно изысканно, с элементами как устоявшейся классики, так и нового тогда архитектурного течения, именуемого модерном. Что касается внутренней отделки, Разимов предложил мануфактур-советнику обильно использовать мрамор. Причина "мраморного" увлечения архитектора известна: в то время он, как и многие современники, находился под сильным впечатлением от Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. Поэтому стены центральной, самой большой залы в особняке Демидова облицованы жемчужного цвета мрамором, который к тому же украшен белоснежными пилястрами, медальонами и растительными гирляндами.
С демидовских времен в интерьере сохранилась изящная витрина в стиле ампир.
Надо полагать, в ней тогдашний хозяин выставлял коллекцию фарфора. Во всяком случае, что-то очень ценное. Ибо шкаф запирается на сложный замок...
С тех пор как в особняке разместилось посольство Исламской Республики Пакистан, в этой антикварной витрине поселились милые дамские вещицы, принадлежащие супруге посла. Однако главная роль в теперешнем декоре дома, согласно восточным традициям, отведена национальным пакистанским коврам. Они роскошно-разнообразны по размеру, цвету и рисунку.
И что интересно: вызывающая пестрота орнаментов ничуть не противоречит атмосфере русского особняка. Напротив, обилие цвета на фоне строгих мраморных стен делает дом на Садовом более выразительным и радостным. "На каждый такой ковер, даже совсем небольшой, уходит до двух лет ручного труда, - говорит посол Исламской Республики Пакистан г-н Саед Ифтихар Муршед. - Без такого ковра немыслим ни один пакистанский дом. Кстати, отделка мрамором для нашей архитектурной традиции тоже не редкость.
Например, moghul - это открытые террасы из "прохладного" мрамора, который прекрасно сочетается с пышной растительностью. Если проехать по четырем провинциям Пакистана, то можно наблюдать различные архитектурные и интерьерные стили - от древнего mohenjo daro до более современного "английского".
В московском доме г-на Саеда Ифтихара Муршеда и его супруги Исмет множество по-настоящему редких вещей: несколько старинных кованых сундуков ручной работы, коллекция оружия и сабель XVIII века, резные с позолотой ширмы, высокие кувшины и вазы из меди. Эти предметы имеют подлинную музейную ценность, особенно хорошо они вписались в интерьеры той части дома, которая оформлена в стиле модерн: холлы с "цветочной" росписью, кабинет со скромным белым камином и потолком, покрытым темными деревянными балками.
Один из старых московских особняков, что на Садовом кольце неподалеку от Кудринской площади, внешне напоминает пряничный домик. Островерхая, похожая на готическую, крыша, мезонин-башенка, высокие арочные окна и таинственные вензеля на фасаде...
Говорят, что особняки имеют странное свойство меняться в зависимости от характера и рода занятий своих хозяев. Возможно, при мануфактур-советнике Демидове в доме на Садовом кольце с горячностью обсуждались важные сделки и по-русски шумно праздновались именины. Теперь, несмотря на внушительную коллекцию старинного оружия, здесь дух миролюбия и мудрость дипломатии. Правда, иногда бушуют настоящие страсти, но... поэтического характера. Ибо г-н Саед Ифтихар Муршед - профессиональный литератор. Одна из его пьес - "Медвежий капкан" - по мотивам произведений Чехова идет на сценах Марокко и Мексики...