Романтика высокого мастерства
квартира общей площадью 231 м2 Дмитрий Величкин, Николай Голованов
Очень давно древнеримский архитектор и инженер Витрувий назвал пользу, прочность и красоту тремя важнейшими качествами архитектуры. Удивительно, но слова, сказанные в I веке до нашей эры, не утратили своей актуальности и поныне. А интерьер, о котором пойдет речь, - пример современного воплощения классических требований римского зодчего
Предыстория была довольно долгой. В течение полутора лет некий итальянский архитектор обустраивал верхний (тогда еще единственный) этаж теперь уже двухэтажной квартиры. Когда работа была закончена, выяснилось, что результат весьма далек от желаемого. Незадачливому итальянцу указали на дверь.
Но эти неприятности смягчились радостным событием: хозяева приобрели вторую квартиру, находящуюся этажом ниже, как раз под первой.
Естественно, сразу встал вопрос о двухэтажном жилище. Причем верхний ярус, уже "обработанный" итальянцем, предполагался как сфера интимной, семейной жизни, а нижний - как представительский, где было бы можно принимать множество гостей.
И вот в этот момент произошла встреча хозяев с московскими архитекторами Дмитрием Величкиным и Николаем Головановым. Настороженность заказчиков исчезла, едва появился первый, самый общий эскиз будущего интерьера. Стороны поняли, что говорят на одном языке. Так что авторам предоставили практически полную свободу действий.
Которой они и воспользовались.
В основу композиции была положена анфилада помещений. В сквозной перспективе кухни, столовой и объединенной с ней гостиной чувствуется классическая гармония. Но эта гармония - иного порядка, нежели три столетия назад. Мы видим не "повтор", а новое прочтение известной схемы, абсолютно современную работу.
Традиционная анфилада - это нанизанные на одну ось одинаковые "коробочки" комнат. В нашем же случае пространство позволяет себе такие перепады, которые для классики были попросту невозможны. Например, перепад уровней потолка в столовой-гостиной отчасти обусловлен техническими идеями: пониженный подвесной потолок позволил скрыть стояки, вентиляционные короба и внутреннюю оснастку для кондиционеров. Но техническая задача явилась поводом к оригинальному художественному решению. И вот возникает анфилада не как строгий классический канон, а как отправная точка при создании современного образа.
Вообще, хотя многие считают работы Д. Величкина и Н. Голованова классичными, сами архитекторы не склонны давать своим интерьерам какие-либо стилевые определения. Такого рода определения всегда условны. А особенно на исходе XX века, когда ни одного чистого стиля, по мнению авторов проекта, не существует. Поэтому единственная возможность сделать что-то новое и интересное - свободно сочетать те "буквы", из которых состоит "алфавит" современной полистилистики, обращенный в сложный текст.
Но не будем забегать вперед. Чтобы по достоинству оценить авторский замысел, представим себя гостями этой семьи.
Итак, вот вы переступили порог...
Вестибюль встречает гостей необычными формами. Уже здесь начинается интеллектуальная игра эпохи постмодернизма с различными стилями. Стена выгибается, словно отражаясь в выпуклом зеркале. Удержать равновесие ей помогают стройные классические "аккорды" дверей, ясно вычерченных на светлом фоне стен. Следуя изгибу рисунка мраморного пола, можно заглянуть в гардеробную и небольшую гостевую комнату. И отметить, что выполнены они просто и со вкусом.
В самое значимое помещение квартиры - столовую-гостиную - попадают двумя путями. Первый - более короткий: через дверь прямо из вестибюля. Второй путь длиннее, но гораздо эффектнее: нужно пройти на кухню, а уж оттуда - в столовую. Усилия будут вознаграждены: торжественный вид на столовую и гостиную из кухни - едва ли не самый красивый в этом интерьере. Но можно и немножко растянуть удовольствие и, прикрыв пока нарядную дверь в столовую, полюбоваться уютной кухней.
Помещение пронизано теплым солнечным светом. Вовсе не манерно, а как-то по-домашнему изгибается барная стойка. А вместе с нею - и выступ подвесного по-толка. Огоньки галогеновых светильников придают прозаической функциональной зоне сказочный оттенок. Впрочем, раскроем маленький секрет: "проза жизни" здесь все же присутствует. Пропорции кухонного гарнитура не подходили под исходную высоту потолков (3,5 м), поэтому над ним и пустили пониженную "волну". Очаровательная простота кухни только подчеркивает роскошь уникальной двери, ведущей в столовую. Эта дверь заслуживает особого внимания. Ее "летящий" узор напоминает изысканные силуэты московского модерна (дань уважения национальной русской традиции). То ли развевающиеся на ветру ленты, то ли растущие на глазах стебли сказочных растений - вот "врата" в царство покоя и гармонии столовой-гостиной. Не правда ли, изящно решена важная проблема удобства подачи пищи из кухни в столовую?
Кроме того, дверь - это мелодичная композиция из ценных пород дерева (ореха, карельской березы, красного дерева). Материалы для нее, как, впрочем, и для других деталей интерьера, были завезены из Европы. Но абсолютно все художественные работы выполнялись здесь, в России. Причем архитекторы рисовали каждую деталь, лично участвовали в обсуждении каждого элемента с художниками и скульпторами. В архиве авторов хранится более 800 (!) листов эскизов к этому интерьеру.
Казалось бы, зачем мучиться с древнейшей техникой энкаустики, если можно просто обшить стены пластиковыми панелями? Но ведь никакой пластик не даст такого живого полуглянцевого блеска! Как и во времена античности, красочные пигменты накладывались вручную, в несколько слоев поверх слоя воска.
Сочно, как альты и виолончели, "звучит" благородный столовый гарнитур красного дерева. Выполнен он на английских фабриках по шаблонам XVIII - XIX века.
Сидя за изысканно накрытым столом, можно в свое удовольствие разглядывать выставленные в серванте вещицы - подарки друзей семьи.
Пройдя дальше, оказываемся в более интимной гостевой зоне у камина. Взглянув под ноги, обнаруживаем чудесный паркет. Его простой геометрический рисунок не бросается в глаза. Пол прекрасно "работает в ансамбле" с такими мощными акцентами, как дверь или египетские колонны (о них - чуть позже). Но уж если вы его заметили, то обязательно оцените высокое качество и красивейшую фактуру разновидности вишневого дерева с романтическим и даже "вкусным" названием Dolce Africa (dolce - сладкий). Вкусовые ассоциации вызывает и "пряное" - индийское - происхождение портьерных тканей оливковых тонов.
А тем временем мы миновали изящную балюстраду, отделяющую столовую от каминной зоны, и оказались перед самим камином. Белоснежная рама зеркала над ним соткана из плавных линий, перекликающихся с обрамлением двери.
Отражение в зеркале делает анфиладу еще более глубокой.
Игроки, находящиеся за ломберным столиком, смогут по достоинству оценить удивительный фонарь авторского дизайна. Он уютно устроился в толще подвесного потолка и успешно имитирует дневной свет. Внутри спрятаны уходящие вверх светильники - они-то и создают впечатление естественного освещения. С виду легкий, этот фонарь имеет сложнейшую инженерную конструкцию с системой противовесов, позволяющую раскрываться четырем его лепесткам (что очень удобно при чистке).
Две египетские колонны и "лунная дорожка" мраморной вставки в паркете обозначают границу между столовой-гостиной и холлом. Формой и цветом (рисунок имитирует зеленую яшму) колонны напоминают стволы гигантских экзотических растений. Кажется, что они легко несут свою ношу. Но сделать такой проем в несущей стене было не так-то просто. Пришлось даже сооружать в процессе строительства временную опору.
Так что эти колонны - не только необычный декоративный элемент. Перед нами еще одна примета современного толкования традиционного языка. А именно - древнейшей идеи несущей опоры и несомого ею груза.
В холле нашим вниманием завладевает тончайший фриз-барельеф в стиле древнеегипетских росписей. Тема барельефа - романтическое путешествие влюбленных - напоминает о том, что мы уже в зоне внутренней, семейной жизни.
А д