Роскошный консерватизм качества
квартира общей площадью 211 м2 Артур Вануни
Вот так и живем... Имеем работу, семью, родственников, друзей, знакомых. И кроме прописки в паспорте, неизбежно оказываемся "прописаны" в социуме, который устанавливает наш общественный статус, регулирует уровень доходов и в конечном итоге - влияет на образ жизни. Так или иначе, вне зависимости от положения, мы сочетаем вариантность собственного вкуса с обязательностью неких "знаков различия". Эти знаки, позволяют узнать в нас "своего" в той общественной прослойке, где мы постоянно вращаемся.
Состоятельные люди как никто соблюдают "чистоту стиля", задаваемого требовательным жизненным стандартом. Поэтому многие вещи, которыми они пользуются, помимо удобств и пользы несут и представительскую функцию, лишний раз подтверждая общественное положение своих хозяев. То же касается и интерьеров.
Демонстрируемые в них роскошь и эксклюзивность указуют на принадлежность к кругу "сильных мира сего", но дело не только в этом. Роскошь и эксклюзивность в сочетании с качеством и комфортом греют душу. Мало того, эти свойства интерьера отвечают характеру владельцев, у которых имеются свои представления о том, в какого рода обстановке им лучше жить. И когда талант архитектора позволяет профессионально реализовать все пожелания хозяев, возникает гармония. Которая, как мы знаем, у каждого своя
История возникновения этого интерьера началась с того, что к архитектору обратилась состоятельная чета с просьбой подобрать шторы в свою новую квартиру, где уже закончился евроремонт. Помещения были осмотрены, и стало ясно, что одними шторами не обойтись. Одно неизбежно тянет другое. Невозможно подобрать одну деталь интерьера без соответствия ей остальных деталей. И именно из общего понимания этой аксиомы родилась идея сотрудничества, вылившаяся в основательную переделку всего-всего-всего.
Квартира, о которой идет речь, располагается в доме улучшенной планировки. Она изначально имела два этажа с довольно удачным зо-нированием: нижний этаж предназначался для дневного пребывания (гостиная, холл, кухня-столовая, гостевой санузел), а верхний - для отдыха (комната отдыха, спальня, гардероб, сауна и ванная). Такой расклад хозяев вполне устраивал, и поэтому они попросили архитектора никакой перепланировки не делать, а ограничиться чисто декораторской работой. То есть необходимо было по новой оформить помещения и населить пространство предметами обстановки, выдержанными в рамках единой образно-стилистической концепции.
Что касается последней, то владельцам хотелось получить очень консервативную и основательную, очень комфортную и "дорогую" атмосферу, где последние достижения бытовой техники не противоречат антиквариату, персидским коврам и эксклюзивной мебели "под старину".
Все эти пожелания были учтены в проекте.
Данный интерьер, если исследовать его образную ткань, - это современная интерпретация двух "больших стилей" ХIХ века - ампира и бидермайера, в которые органично вплетаются элементы модернистской эстетики ХХ века. Точнее, здесь найдена та неуловимая грань, за которой один стиль переходит в другой, и рядом сосуществуют вещи "до" и вещи "после". Особенно это видно в подборе мебели. Квартира обставлялась продукцией американской фирмы "Бейкер", которая специализируется на эксклюзивных копиях подлинной музейной мебели. Конечно, в производстве применяются современные технологии, но результат полностью воссоздает исторический прототип, вплоть до щербинок и царапинок на ножках. Каждый предмет обстановки, будь то кровать, стол или стул, имеет в каталоге собственную "родословную". Так, ампирный отголосок античности - "рогатый" стул с золочеными фрагментами на эбеновом фоне, красующийся в спальне, - это реплика стула 1820 года рождения из дворца лорда Ховика, Англия.
А белоснежная софа на натуральном гагачьем пуху в гостиной подражает своим викторианским прабабушкам поколения 1842-го.
Может возникнуть вопрос: почему описание квартиры начато именно с мебели? Ответ прост: такова была данность, от которой архитектору следовало отталкиваться. Образно говоря, ансамбль "дворцовой" мебели - это один из тех "китов", на которых покоилась вся совокупность декораторских решений. Вторым "китом" стали персидские ковры ручной работы, третьим - люстры.
Что касается второго "кита", то заказчики хотели все помещения, кроме холлов, столовой и санузлов, туго, как корсетом, затянуть коврами и ковролином.
Архитектору удалось "отбить" гостиную, где в итоге был настелен дорогой паркет красного дерева, а парочке безумно дорогих персидских ковров дали задание осуществлять местное зонирование, собирая воедино пространственные группы "диван - стол - кресла" и "шахматный столик - стулья".
Эти группы, как лицо победителя лавровым венком, "обрамляются" пейзажами русских мастеров, античными бюстами, широким дугообразным окном с многослойными шторами, колоннами ионического ордера с антаблементом и коллекцией оружия на настенном ковре ручной работы. Третий пространственный "очаг" помещения - очаг в прямом смысле слова, эксклюзивный камин ручной работы из каррарского мрамора, близ которого располагается маленький столик и пара стульев.
Сей триумвират придает гостиной характер маленького уютного салона, где собираются по вечерам и праздникам близкие друзья семьи. Что касается шерстяного коврового покрытия старейшей английской фирмы "Бринтон", то оно положено в спальне и комнате отдыха на втором этаже, загадочно и самодостаточно перекликаясь своими синими оттенками с "извилистым" диваном и витражными вставками в дверях (кстати, эти двери из дубового массива выполнялись местными мастерами специально по эскизам архитектора).
В холле первого этажа полы решены с использованием искусственно состаренного керамического покрытия, а в кухне-столовой - путем фризовой отделки итальянской плиткой.
Основная колористическая палитра квартиры - зеленовато-бежевая. Оттенок лучше всего передала венецианская штукатурка, которой отделаны стены, а также портьерная ткань прихотливо задрапированных штор. Такое цветовое решение оказывает успокаивающее воздействие на человека и является нейтральным фоном для роскошного комнатного "владычества" мебели, растений, картин и т.д.
Общая высота потолка (три метра) позволила в комнате отдыха, над тропическим цветником, расположенным на мраморном подиуме, сделать фальш-понижение потолочного уровня. За счет этого достигнуто зрительное увеличение высоты зоны отдыха со стеклянным столиком и диваном. Кроме того, игра с высотой отчетливо ощущается, когда переходишь из узкого длинного холла с подвесными потолками в любую из комнат. Хочется буквально "сбросить усталость с плеч" и блаженно, с хрустом, потянуться.
Говоря о холлах, стоит упомянуть и лестницу между этажами. Она тоже подверглась кардинальной переделке. Торцевой простенок теперь украшает панно, имитирующее старую фресковую роспись; ограждения сочетают в себе нержавеющую сталь, бронзу и цветное стекло, а ступеньки и перила - красное дерево и ковровое покрытие.
Освещен интерьер в основном люстрами. Они царят над пространствами гостиной, комнаты отдыха, кухни-столовой. А в их свиту входят торшеры плюс вспомогательные галогеновые и напольные светильники.
Отдельного рассказа заслуживает санузел второго этажа. Он производит сильное впечатление. Кажется, что если бы здесь чудесным образом оказался величественный вельможа прошлых столетий (подобно Иоану Грозному из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"), то он, этот вельможа, споласкивая руки в умывальнике с кранами с 24-каратным золотым покрытием, наверняка подал бы своему отражению в зеркале коронную реплику: "Лепота!.."
Действительно, тут весьма и весьма красиво. Фаянсовые вставки с художественной росписью, копирующей шедевры Альфонса Мухи, золотистые и синие прожилки, делающие из стен подобие картин в роскошных рамах, маньеристских очертаний столик на колесах, белоснежный фаянс английской сантехники, позолота, кокетливые колокольчики люстр, балдахин ванной - в общем, санузел скорее напоминает дворец.
Казалось бы, столь прямое цитирование в интерьере Прошлого