Русский ампир
Мебель русского ампира делят на три категории. Ближе всего к французскому оригиналу была дорогая мебель, изготовленная в лучших петербуржских мастерских по заказу императорского двора
У русского ампира, который иногда называют ампиром александровским, была короткая, но важная предыстория, которая началась еще до вступления на престол Александра I, при императоре Павле
Развитие производства отечественной мебели самодержец, ненавидевший Францию, стимулировал просто: запретил ввоз в Россию чего бы то ни было французского. Тем не менее какой-то образец для подражания был необходим русским мастерам. И им оказался опять же чрезвычайно модный тогда парижский мебельщик Жорж Жакоб.
"Русский жакоб", окрещенный также "павловским ампиром", отличался от французского простотой и монументальностью форм. Впервые в России мебель начали делать из красного дерева и карельской березы. Декор, как правило, был очень прост и состоял из штампованных латунных тяг, уложенных в простейшие геометрические фигуры. Важной особенностью нового стиля была его "архитектурность". Позже именно эта черта стала основным отличием русского ампира, вошедшего в моду после окончания наполеоновских войн.
При Александре I ввоз в страну импортной мебели тоже, кстати, не поощрялся, хотя Франция осталась законодательницей мод. В русском варианте мебель в стиле ампир приобрела строгое "архитектурное" членение формы. Что вполне логично, если помнить, что ее проектированием активно занимались архитекторы: скажем, русские Воронихин и Стасов или иностранные Росси и Тома де Томон. Карнизы, колонны, архитравы и фризы превращали всевозможные шкафы, этажерки и зеркала в величественные здания, так что в интерьере возникал свой город, рифмовавшийся с видом из окна.
Обычно мебель русского ампира делят на три категории. Ближе всего к французскому оригиналу была дорогая мебель, изготовленная в лучших петербуржских мастерских по заказу императорского двора. Обстановка для усадеб была уже подражанием столичной моде, и ее обруселость чувствуется гораздо яснее. Наконец, примерно в 1840-е годы холодный имперский стиль был окончательно "одомашнен" в скромных жилищах небогатых помещиков и чиновников. Стал популярен тот вариант ампира, который в Европе назвали бидермайером.
Для роскошной дворцовой обстановки использовали красное дерево, палисандр или карельскую березу, которые декорировали массивными бронзовыми накладками или золоченой либо тонированной резьбой. Например, очень характерным было сочетание белого тона в качестве основного и позолоты на резных деталях. Для мебели попроще брали липу, ясень или березу, часто покрашенные под ценную древесину.
В качестве обивки использовался однотонный в полоску либо с цветами шелк (для дорогой мебели) или ситец и репс (для мебели подешевле). Возле дивана обычно помещался одноногий круглый или восьмиугольный стол, похожий на тумбу. Практичность и удобство для ампира не имели первостепенного значения. Ведь для настоящей империи величие гораздо важнее комфорта. Что справедливо и сегодня, когда спрос на русский ампир явно превышает предложение. И когда речь заходит о статусе, споров быть не может. Голосуй за Россию!
Вернуться в "Библиотеку стилей"