Счастье как предчувствие

Выставка Maison & Objet в Париже

Дата публикации 28.06.2000

Фото: Евгений Лучин

Текст: Карина Чумакова

Журнал: N4 (115) 2007

Зимняя сессия выставки Maison&Objet в Париже оставила послевкусие тепла и радости, напомнив своей стремительностью и яркостью видеоклип, анонсирующий наступающую весну

Хоть весна, в отличие от мебели и аксессуаров, в рекламе и не нуждается, видеоролик "M&O. Весна-2007" передал настроение наступающего сезона, вызвав у зрителей легкое головокружение и эйфорию от череды меняющихся, как в калейдоскопе, картинок, цветов и фактур.

На выставках подобных масштабов и представительности всегда есть соблазн определить некое количество основных трендов, обезопасив себя тем самым от лавины неструктурированных образов. Ведь тенденции - это, по сути, рельсы, по которым нам, потребителям дизайна, двигаться проще, чем по бездорожью собственных ощущений. В этом смысле Maison&Objet облегчила нам жизнь, задав один, но глобальный тренд. Условно его можно обозначить как "дизайн, дающий ощущение счастья". В моде вещи и интерьеры, повышающие в крови уровень эндорфина, сератонина и прочих гормонов радости. Те, кто ожидал конкретных рецептов типа "в моде оборочки и голубые цветочки", могут посчитать, что это общие слова, но на самом деле новое радостное настроение в дизайне ознаменовало очень важную веху - конец эпохи интеллектуального цинизма.

В реальности это означает то, что интерьер становится более непосредственным и эмоциональным, мы не боимся открыто выражать в нем свои фантазии, какими бы необычными они ни были. Оправданными кажутся и буйство цветовых сочетаний вроде розового с зеленым или бирюзового с оранжевым, и пестрота рисунков - полосок, заимствованных у стиля поп-арт, крупных цветов и пейзажных обоев во всю стену.

Классическая мебель тоже постепенно перестает притворяться антиквариатом. Так, даже самые спокойные вещи, которые могли бы неплохо вписаться в гостиные наших бабушек, какими-то штрихами словно нарочно выдают свою принадлежность к настоящему времени - необычной фактурой обивки, винтажной небрежностью окраски или соседством с современными аксессуарами. Ведь, чтобы интерьер получился живым, некая доля несерьезности и игры просто необходима.

После некоторого перерыва на сцену вновь вышла этника, на этот раз в виде образов из индийских и персидских сказок. Состаренные фактуры ваз и скульптур имитируют вид вещей, по нескольку тысяч лет пролежавших в земле, прежде чем быть найденными археологами. Образы героев индийских эпосов красуются в виде медальонов на мебели, мелькают на обивках и обоях.

Стремление воплотить в декоре легкое отношение к жизни зачастую вносит в интерьер элементы бурлеска - даже мрачные готические мотивы трактуются с юмором, ведь для борьбы с унынием все средства хороши.

Грань между приватным пространством и общественным интерьером становится все более зыбкой; театральность и игра становятся нормой. Среди предлагаемых амплуа - аристократ в изгнании (грубая деревенская мебель в сочетании с драгоценными тканями и живописью), коллекционер редкостей (трофеи на стенах, кораллы и раковины в шкафах, мебель из оленьих рогов), неисправимо романтичная особа (комоды в бабочках, горки зефира на блюдах, конфетти на полу)… Все зависит только от того, как вы представляете себе свое идеальное убежище от реальности.