Секреты простоты

московская квартира общей площадью 60 м2 Борис Уборевич-Боровский, Алексей Вязьминов

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Людмила Федорова

Автор проекта: Борис Уборевич-Боровский
Алексей Вязьминов

Журнал: N4 (9) 1996

Развитие "большого искусства", смена архитектурных стилей чаще всего проходит мимо обычного человека, оставаясь уделом наиболее обеспеченных. Однако и малая площадь, и сравнительно скромные средства - не препятствие для того, чтобы ваш дом приобрел индивидуальность, а повседневная жизнь - черты культурного опыта минувших столетий Задача, стоявшая перед архитекторами Борисом Уборевичем-Боровским и Алексеем Вязьминовым, была простой и сложной одновременно: в ограниченном пространстве и строгих бюджетных рамках создать нестандартный облик квартиры для элегантной дамы, не пожелавшей удовольствоваться евроремонтом. В этом интерьере воплотился отечественный вариант того, что называется "американской мечтой". В какой-то мере он стал реализацией мечты и самих авторов, проектировавших квартиру "для себя" - такую, какой у них никогда не было. По словам Алексея Вязьминова, слушая песню Булата Окуджавы о портном, которому приносят перешить пиджак, - "чтобы я выглядел счастливым в том пиджаке, пока живу", - он однажды осознал, что архитектор чем-то сродни этому портному; на сей же раз портной, то есть архитектор, представлял себя как бы заказчиком и автором одновременно. Словно знак этого двойничества, с порога бросающийся в глаза зеркальный шкаф, расположенный немного под углом к входной двери, - так, что когда она открывается, возникает иллюзия, будто входят два человека. Итак, что же включает в себя московская "американская мечта"? Прежде всего - открытое пространство вместо отдельных комнат и коридоров. Поскольку пространство необходимо было высвободить, все внутренние перегородки, как водится, сразу снесли. Изолированными остались лишь спальня и ванная комната, на две ступеньки приподнятые над просторной залой, сосредоточившей функции гостиной, столовой и кухни. Из спальни в ванную, правда, можно пройти лишь через залу, но в квартире для одного человека вполне оправдано то, что явилось бы недостатком планировки при иных условиях. Все здесь предельно просто, лаконично, архитекторами использован минимум основных элементов, - интерьер создан как будто из ничего. Даже мебель, по большей части не подобранная специально, а привезенная со старой квартиры, сразу делает дом обжитым и в каком-то смысле даже одухотворенным. Помимо мебели, привносящей в частную жизнь ощущение времени, образ квартиры определяют уникальные, удачно найденные предметы: огромный веер, раскинувшийся на стене, модель парусника. Также важны архитектурные нюансы, незаметно переводящие интерьер из плана повседневности в иное измерение, исподволь намечающие его связь с архитектурной традицией. Благодаря этим приемам квартира и воспринимается как авторская работа, а не как безликое воплощение стандартизованного комфорта. Единственной деталью индивидуального изготовления являются здесь двери в спальню и в ванную комнату - своими плавными изогнутыми линиями они отдаленно намекают на стилистику эпохи модерна. Эта связь прослеживается скорее не в прямом заимствовании форм, но на более глубоком уровне наследования традиций - внимании к частной жизни, стремлении украсить ее, превратив в произведение искусства. Напоминание о классике или, возможно, о том же модерне, ее цитирующем, - циркульная арка в зале, намечающая деление на функциональные зоны - столовую и гостиную и одновременно обыгрывающая несущую балку. К авторским находкам можно отнести еще и рельеф потолка - с перепадом уровней, сложным сочетанием кривых линий и острых углов. На потолке "отражается" дугообразная линия пола, обозначающая границу кухни и столовой, повторяющая очертания полукруглой барной стойки. Эксперименты с пластикой поверхностей продолжаются и в плоскости стены: "выдавленный" шкаф является как бы промежуточным элементом между архитектурными формами и мебелью. Архитекторы также комбинируют поверхности разной фактуры, неожиданно сочетая, например, плитку, паркет и ковролин. Возможно, именно благодаря бережному вниманию, которое уделялось здесь каждой вещи, каждой неприметной детали, интерьер получился таким теплым и уютным, что входя в квартиру (в сущности, очень простую), чувствуешь, что жил в этих стенах очень давно. Или всегда собирался так жить, - и вообще непонятно, почему до сих пор еще не живешь.