Сельское барокко

деревянный дом под Киевом Игорь Доценко

Дата публикации 26.06.2000

Текст: Оксана Кашенко

Фото: Алексей Рейдалов

Стилист: Анжелика Гурасова

Автор проекта: Игорь Доценко

Журнал: N5 (105) 2006

Киевский дизайнер Игорь Доценко создал свою новую работу на ярких цветовых и эмоциональных контрастах. Этот дом не просто очаровывает, а по-настоящему потрясает воображение, хотя, если разобраться, все сделано достаточно простыми способами. Но зато как…

Если о некоторых объектах можно говорить абстрактно, не привязываясь к местности, и даже наоборот, подчеркивая, что подобный интерьер может находиться как в центре Москвы, так и в Лондоне, Нью-Йорке и так далее, то, говоря об этом объекте, совершенно необходимо обозначить его местоположение. Около 100 километров на запад от Киева, сначала по трассе, а потом еще с полчаса по едва приметной дороге вглубь лесов. На восьмом или девятом повороте сбиваешься со счета и начинаешь гадать, что ж это за дом такой в глуши и чем эта глушь так хороша? Глушь, надо заметить, полностью оправдывает свое название. Из благ цивилизации есть только электричество. Газа, водопровода и телефонной связи, в том числе мобильной, просто нет. Ни к чему она здесь. Еще дичь распугает. И деревенских жителей с толку собьет. Так они ездят на своих лошадках, растят капусту и яблоки, разводят в садках рыб разных, охотятся на кабанов да уток, тем и живут.

Сам дом, впрочем, стоит не в деревне, а километрах в пяти от нее. В маленьком поселении в четыре деревянные избушки. С трех сторон лес, с четвертой - выход к садкам - искусственным водоемам, в которых разводят рыбу. Избушки с виду самые обычные, деревенские, три новенькие, светленькие, а одна - будто почерневшая от времени. Об этом доме и пойдет речь.

Как говорит дизайнер Игорь Доценко, дом строили основываясь на опыте финнов, шведов, русских, французов и прочих народов, любителей деревянного зодчества. Умело использованный опыт налицо - снаружи избушка самая обычная деревенская, изнутри - просторное помещение, построенное по принципу студии с большими окнами от пола до потолка. Скромных размеров холл, два небольших сан-узла, а дальше - вполне современная европейская планировка: гостиная, совмещенная с кухней, открытая антресоль, из гостиной двери в две спальни и на террасу. Так как дом изначально строился не для постоянного проживания, а скорее для отдыха, такое расположение комнат вполне оправданно. Приватная часть дома, таким образом, ограничилась хозяйской спальней, а все остальное пространство стало большой гостевой зоной.

Так сложилось, что строительство дома совпало с покупкой по случаю нескольких необычных предметов мебели. В итальянском городе Падуя проходила антикварная выставка, и среди прочих вполне достойных предметов Игорь Доценко заприметил шкаф и буфет неопределенного возраста, покрашенные в желтоватые и голубоватые тона. По стилю эти шкафы очень отдаленно напоминали Людовика XVI, будто мастер, который делал их, жил в глухой деревне и имел представление о стиле только по рассказам редких приезжих. Надо брать, решил Игорь, и буквально тут же ему на глаза попались еще несколько подобных предметов мебели. В общем, где как, а на Украине не мебель подбирают под интерьер, а интерьер под мебель. Как модницы, приобретая новую сумочку, покупают под нее весь гардероб.

Начало было положено, осталось дело за малым - создать весь оставшийся интерьер под стать выбранной мебели - запоминающимся, ярким, с национальным колоритом. Какой именно национальности должен быть колорит, решено было не решать. Главное, чтобы получилось позитивно, с огоньком, с задором, одним словом, по-нашему. Перво-наперво после покупки мебели выбрали цвет дома. Для светлой разноцветной мебели самым контрастным из натуральных цветов дерева оказался темно-шоколадный. Обычно такого цвета бывает африканское дерево венге, но может и наша сосна почернеть от времени. Почти черный цвет в качестве фона для столь жизнерадостной мебели смотрится очень даже мило, совсем не мрачно и не тяжело. Тем более что пол, собранный из натуральной некрашеной сосны, выглядит почти белым, с едва читаемым розово-бежевым оттенком.

Диваны и кресла Игорь выбрал свои любимые, от ROCHE BOBOIS - эта коллекция одна из самых продаваемых в мире. Дизайн камина придумывали буквально по ходу дела, поэтому дымоходная труба, обвитая бечевкой, смотрится так непринужденно и естественно. Большую часть мебели пришлось делать на заказ по проекту Игоря - к сожалению, антикварной оказалось слишком мало. Цвет морской волны, которым покрашены кровати в гостевой спальне, и случаен, и неслучаен: дизайнер хоть и говорит, что подбирал его практически вслепую, на ощупь, по принципу "нравится - не нравится", но по предыдущим работам Игоря Доценко мы уже знаем, что оттенки морской волны и изумруда ему нравятся, и он их необычайно тонко чувствует.

Но самую большую ценность в этом доме представляет спальня. Она вся, от и до, - образчик авторского дизайна, авторского декора и авторской иронии. Вся мебель сделана по проекту Игоря. Кровать из некрашеного дерева с толстыми точеными ножками и вальяжным изгибом изголовья совершенно неожиданно увенчана огромным разноцветным пологом, собранным из двух десятков павловопосадских платков. Платки-то, спрашиваю, откуда, в Москву ездил за ними? Как они вообще здесь появились? А Игорь отвечает: "Шел по Андреевскому спуску, увидел это разноцветье и понял тут же: их-то мне и надо для моего сельского барокко…" Так потом и скатерти появились вышитые, и занавески. Чего не сделаешь ради чистоты стиля.

Игорь Доценко: "Этот интерьер создавался спонтанно, можно сказать, что главным здесь был "гений места", вокруг чего все и завертелось. Планировку мы сделали простую, открытую и демократичную, декор тоже, в общем-то, незамысловатый".