Съемки на натуре

Декорации к киноверсии чеховской "Чайки": поэзия детали и поэзия природы

Дата публикации 17.02.2004

Текст: Юлия Сахарова

Фото: Александр Тягны–Рядно

Журнал: N11 (78) 2003

Маргарита Терехова снимает кино по знаменитейшей пьесе Чехова. Известная история разворачивается в музейных интерьерах в Мелихове, но не становится от этого ни слишком хрестоматийной, ни слишком скучной. Киноверсия "Чайки" (по мнению режиссера пьесы, "о молодых и для молодых") обещает получиться яркой и достоверной, пронзительной и фантастической. Художник-постановщик Валерий Архипов рассказывает о процессе создания декораций к фильму, который мы скоро увидим "Вы представляете ужас служительниц музея, когда мы все вынесли из комнат, поставили мебель, купленную в антикварных магазинах, и даже... зажгли камин! Вообще-то, нужно было начать рассказ с того, что мы надстроили второй этаж - музей стал глядеть настоящим дворянским домом. Одноэтажный домик Чехова выглядел слишком уж скромно. Изнутри то же: изолированные небольшие комнаты, выходящие в коридор, гостиная метров двадцать. Оператору было нелегко работать в маленьких помещениях, но он справился с задачей блестяще. Одной из главных целей, стоявших передо мной как перед художником-постановщиком, было создание достоверного быта, ощущения того, что здесь живут. Удочки в прихожей, побитый угол стола, смятая одежда... Поэзия детали... И поэзия природы. Если помните, в "Чайке" две части: первая - где герои полны надежды, вторая - где все идет к трагическому финалу. Первую решено было снимать весной, в импрессионистском духе. Вторую - осенью (в художественной манере - условно говоря, Сурикова). Чехов когда-то сделал в одной из стен дома три огромных окна, чтобы "впустить" внутрь природу (он особенно любил весну, тающий снег, капель). Мы использовали его находку и отсняли часть материала в этой комнате, распахнув окна. Вообще, при съемке первой части мы использовали язык художественных символов, обозначающих открытость и надежду (распахнутые двери, окна, открытая веранда). Снимая вторую часть (осень), мы закрыли шторы, заменили светлые обои на темные с мелким рисунком, акцентировали "осенние" цвета в интерьере. Пространство сузилось, стало душным, адекватным мере отчаяния героев. В Мелихове нет озера, а в пьесе оно есть. Мы нашли подходящее озеро в окрестностях Переславля (Плещеево озеро). Директор базы "Славутич" разрешил нам выстроить точную копию дома Чехова с надстроенным вторым этажом. К тому же наши мастера устроили недалеко от озера точную копию Мелихова с хозяйственными постройками и т.п. Плетень даже сплели - 400 метров. И все это сделали семь человек за полтора месяца. Дом получился настоящий, не бутафорский. Теперь это корпус базы "Славутич", ставший местной достопримечательностью: люди идут посмотреть на дом Чехова, оказавшийся... под Переславлем. Так что декорации - не всегда эфемерное искусство..."