Симфония цвета

квартира общей площадью 207 м2 Нина Прудникова, Наталия Полякова

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Людмила Федорова

Автор проекта: Нина Прудникова
Наталия Полякова

Журнал: N2 (13) 1997

Современный дизайн квартиры далеко не всегда создается с помощью модернистских или постмодернистских приемов. Как показывает работа Нины Прудниковой, домашнее пространство и в конце ХХ века может строиться на уюте и гармонии - никогда не устаревающих традиционных ценностях Возможности, предоставленные архитектору в данном случае, были достаточно широки: на площади 207 кв.м требовалось спроектировать квартиру для четырех человек - супружеской пары и двух взрослых дочерей. Четырехметровая высота потолков давала возможность варьировать уровни пола и подвесного потолка. Существовало лишь одно серьезное ограничение: помещение разделялось пополам капитальной стеной; она и обусловила четкое зонирование на парадную и приватную части. Чтобы пространство "раскрывалось" сразу при входе, несущую перегородку пришлось частично разрушить, оставив три массивные колонны. Для симметрии аналогичные, но пустотелые колонны были возведены по противоположной стороне коридора (в них разместились шкафы для одежды). В целом "эстетика колонн" чужда Прудниковой, но она допускает их использование в тех случаях, когда это органично. Мраморные "прилавки" (характерный для автора прием), также скрывающие шкафы, соединяют и подлинные, и ложные колонны, дополняя вертикальное членение пространства горизонтальным. Обширные зеркальные плоскости в нишах над "прилавками" отражают светлое пространство гостиной и лишают коридор его обычной узкой замкнутости. Такое решение зоны прихожей соответствовало желанию заказчика сразу показать парадную роскошь жилища. Еще более впечатляющим делают вход полуарки со "световыми окнами" в промежутках между сводами. Хотя первое впечатление о просторной и элегантной гостиной можно составить уже при входе - по отражению в зеркалах, оценить все композиционные достоинства удается лишь оказавшись в ее центральной части. Именно отсюда открываются наиболее важные перспективы. Кухня, ограниченная барной стойкой и повышением уровня пола, а также кабинет, отделенный от гостиной стеклянными дверями, смотрятся как две симметричные темные "ниши", обрамляющие светлую парадную часть. Все ракурсы тонко продуманы архитектором: например, кухня включает в себя барную зону с нарядными витринами, доступными взгляду из гостиной; менее эффектная рабочая зона скрыта за углом. Глядя в сторону кухни или повернувшись назад, к внутренней части квартиры, можно наблюдать две одинаковые арки с размещенными в них консольными столиками и картинами, - они определяют основные композиционные оси, пересекающиеся в центре гостиной. На общем фоне мебели в бежевых и белых тонах контрастно выделяются предметы из темно-красного дерева (махагона), стилизованные под антикварные. По замыслу автора, они привносят в интерьер дух старины, английской респектабельности. Благодаря подчеркнутой целостности колористического решения, квартира зрительно не распадается на отдельные зоны. Но интерьер и не выглядит монотонным - из-за различных цветовых нюансов в каждом помещении. Так, тема бежевого и коричневого, заданная в гостиной, продолжена в интимной части жилья. Но здесь она развивается по иному: мраморную плитку с терракотовыми "галстуками" естественно сменяет терракотовый мягкий палас. Для супругов в квартире создан особый уединенный мир. "Граница" обозначена с помощью ступеньки, поднимающих родительскую спальню и ванную комнату над общим уровнем пола. Из-за невозможности изменить планировку спальной комнаты, и чтобы компенсировать ее вытянутую форму, архитектор разделил пространство, с помощью мраморного прилавка, на две части - гардеробную и собственно спальную. Последняя расположена на ступеньку ниже. При этом уровень потолка также понижается, чтобы зрительно уравновесить объемы. Эти образовавшиеся зоны очень функциональны и эстетичны. Законченность спальне придает удачно обыгранное окно, от которого так и "веет" приятной стариной. Ванная комната площадью 14 кв.м воспринимается как естественное продолжение спальни. Помимо сантехнического оборудования, здесь находятся кресла, картины, - из помещения с утилитарными функциями ванная превращается в пространство для отдыха. Кроме респектабельных родительских покоев, в приватной части квартиры располагаются изящные, уютные комнаты взрослых дочерей - по определению автора "девичьи". Перед архитектором стояла задача создать нежный, романтический образ помещений; при этом единые по духу комнаты не должны были выглядеть одинаково. И Нина Прудникова снова обратилась к колористике: различный цвет драпировок, аксессуаров внес необходимое разнообразие в оформление комнат дочерей, по-разному оттенил аналогичные наборы мебели. Не менее внимательно, чем к цвету, автор относится и к единому световому решению интерьера. Разработаны различные типы освещения: галогеновые светильники, подсветки ниш и картин, настольные лампы и бра, позволяющие избежать традиционной люстры на потолке. Отличительная черта работ Нины Прудниковой - абсолютная целостность, гармоничность созданного помещения. С одинаковым вниманием подходит она к планировке квартиры и к подбору деталей - картин, ваз, скульптур, подушек. А точно найденные последние штрихи придают ее произведениям законченность, убедительно свидетельствуют, что в пространстве дома ничего малозначительного не бывает, - как, собственно, и во всей жизни.