Синяя птица

квартира общей площадью 142,2 м2 Александр Плаксиев, Андрей Ермолинский, Елена Мелещенко

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Михаил Степанов

Текст: Елена Мелещенко

Автор проекта: Александр Плаксиев
Андрей Ермолинский
Елена Мелещенко
Галина Короткая
Анна Ермолинская
Владимир Иванов
И.С. Ильинская
Ю.А. Плаксиев

Журнал: N3 (19) 1998

Традиционная планировка квартиры, стержнем которой является коридор, - как это знакомо и как уныло! Хочется сломать этот стереотип, эту запрограммированность направлений, заменить утилитарную логику конструкций - логикой пространственной. И обратиться в мыслях о наших жилищах к законам гармонии и комфорта Ассоциация с синей птицей возникла как-то сама собой. И не только потому, что в колористическом решении интерьера преобладает синий цвет (это было бы уж слишком просто). Важнее, что синяя птица, символизирующая счастье, встречается так же редко, как и интересные архитектурные решения в питерских новостройках. Дом, в котором прописалась наша "синяя птица", возводился по индивидуальному проекту "с улучшенной планировкой". Речь пойдет о судьбе одной из четырехкомнатных его квартир - с унылым коридором, где справа и слева располагались двери в стандартные помещения. Несгибаемость коридорной схемы не оставляла никаких иллюзий. В окна беспрепятственно вползало унылое петербургское небо. В общем, тоска и все тут. Физически не хватало уюта, простора, тепла. Чуда, способного превратить гадкого утенка в прекрасного лебедя. Чудо - вещь капризная: его нужно ждать, в него нужно верить. И на него надо отважиться. Так и поступили хозяева квартиры, обратившиеся за помощью в Архитектурную Ассоциацию А5. И сразу все изменилось: в окно впустили синюю птицу, от коридора остались смутные воспоминания, от тоски - невзрачный пейзаж за окном. Превращения начались с прихожей, образовавшейся после того, как входную дверь вынесли в коридор, прилегающий к лестничной клетке. "Экспансия" прихожей дала возможность выкроить небольшое квадратное пространство для такой необходимой хозяйственной комнаты. На месте же прежней прихожей появился небольшой холл, который стал как бы увертюрой к совершенно новой квартире. Уже в нем прочитываются основные идеи архитектурного замысла. Концептуально важен отказ от коридорной планировки в пользу своеобразной центрической. Теперь квартира строится на пересечении двух трапеций, легко прочитываемых в плане. Нарочито расширяющееся пространство бывшего коридора пересечено полосой искусственно выбеленного паркета. Он конусом пересекает золотисто-желтый паркет столовой. Таким образом, связка двух зон - кухни и столовой - приостанавливает плавное течение коридора, начинающегося во входном холле, и разворачивает ход архитектурного "действия" в перпендикулярном направлении. Параллельно этому направлению выстроены еще две оси - между гостиной и входным холлом (в самом начале коридора) и между кабинетом и спальней (в самом его конце). Благодаря сложному взаимодействию осей достигается подвижность пространства, нарушается четкая очерченность его границ, возникают многочисленные перспективы - в противовес былой унылой перспективе коридора. Последовательность разворачивающихся перед глазами картин интерьера позволяет говорить о его полифоничности. Из входного холла открывается вид на просторную гостиную и центр ее притяжения - мраморный камин. Последний непосредственно повлиял на отделку пола во входном холле. Движение здесь задает выложенная в шахматном порядке мраморная плитка, прерывающаяся диагональю паркета, уходящего вглубь коридора. В этом же направлении простирается синий подвесной потолок, который, разбиваясь о "волнорез" несущей стены, выплескивается в гостиной. Открывающаяся из холла перспектива коридора уравновешена отражением самого холла в зеркальных створках встроенного шкафа. Иными словами, динамичность интерьера становится очевидной уже во входном холле. Превращения продолжаются и в большой светлой гостиной. Вытянутое прямоугольное помещение с тремя окнами образовалось в результате сноса перегородки и объединения двух комнат. Строгое пластическое решение зала оживляется волнообразным выступом светлого потолка с пунктирной графикой точечных светильников. Доминанта гостиной - камин - расположен между двумя окнами и обрамлен строгим порталом из светлого мрамора, полукругом сползающего на паркетный пол. Поскольку вид из окон имел мало общего с чудом, казалось вполне логичным их задрапировать. В результате плоскость стены вдоль окон получила насыщенно-синюю окраску. Лишь около барной стойки ее разрывает белое ребро перегородки - опоры легких стеклянных полок. Барная стойка на границе гостиной и столовой стала излюбленным местом бесед, эпицентром общения. Дальше начинается зона столовой с большим столом в форме ладьи, вокруг которого в строгой неподвижности застыли стулья с высокими спинками. Еще раз отметим четкость сценария последовательно открывающихся перспектив. Перед вошедшим в столовую медленно разворачивается кухня. Вот уж истинный сюрприз для непосвященных! Ведь из-за выступа темно-зеленой стены первым делом "выплывает" главное ее украшение - ярко-красное кухонное оборудование от фирмы Snaidero. Полихромная кухонная композиция откровенно нарушает ледяное спокойствие парадных интерьеров. Цветная графика перголы - последний всплеск царящего на кухне лета. Коридор, постепенно расширяясь за счет развернутых под углом стен, превращается в небольшой холл. Здесь синий подвесной потолок резко обрывается, сменяясь подсвечивающимся изнутри стеклянным. Создаваемая таким образом световая завеса призвана визуально отделить гостевую зону от интимной. Из холла можно попасть в кабинет, ванную комнату и спальню. Причем вход в спальню, помимо световой завесы, прегражден стеллажом, который, подобно пограничной заставе, предупреждает, что путь дальше для гостей закрыт. В этой зоне борьба шла за увеличение крохотного пространства ванной комнаты. Дверной проем в кабинете пришлось передвинуть, в результате чего в смежной со столовой стене образовался заполненный стеклоблоками разрыв. Такой же разрыв был сделан и в стене, смежной с ванной комнатой. При этом обогатился не только рельеф стен всех трех помещений, но появились совершенно неожиданные эффекты освещения. Напоследок хотелось бы сказать несколько слов о декоративном убранстве квартиры - искусственных растениях, декоративных сосудах из цветного стекла, подсвечниках, бокалах, светильниках, картинах и т. д. Их подбор производился постепенно, предмет за предметом, и настолько бережно и внимательно, что можно говорить о высоком дизайнерском мастерстве. Занятно, что при всей интернациональности предметного дизайна, интерьер этой квартиры - сугубо петербургский. С ним трудно перейти на "ты", он не располагает к панибратству, достаточно строг, слегка надменен, благодаря чему простейшие функциональные процессы приобретают в нем оттенок церемониальности. Так, входной холл заставляет замедлить шаг на мраморных квадратах своей шахматной доски и не спеша, по-гроссмейстерски, завершить церемонию входа и выхода. Столовой, похоже, чужд свободный регламент "a la fourchette" - в ней царствует торжественность семейных трапез. Аскетизм барной стойки, гостиной, вообще говоря, исключает вальяжность поз, деликатно намекая на предпочтительность светских бесед в интерьере. Поэтичность и одухотворенность входит в понятие комфорта - духовного и бытового. Когда чувствуешь покой и удовлетворенность обстановкой, в которой приобщаешься к красоте. Итак, мы стали свидетелями чуда преобразования - поэтизации бытия. Когда квартира становится местом, где можно отдохнуть от беспокойного ритма жизни большого, чуточку сумрачного и бесконечно любимого города.