Сиятельные

Euroluce 2007 в Милане

Дата публикации 23.10.2007

Журнал: N8 (119) 2007

Выставка света Euroluce, прошедшая в рамках ежегодного Миланского мебельного салона, как всегда, стала настоящим светским событием - в сиянии тысяч ламп по красным ковровым дорожкам от павильона к павильону курсировала публика в больших солнцезащитных очках. Правда, очки не скрывали лица знаменитостей, а помогали их обладателям лучше рассмотреть лучезарные новинки светового дизайна

Логотип выставки Euroluce расцвечен всеми цветами спектра и напоминает стилизованную радугу. Но если радуга - это преломленные в солнечном свете капли воды, то биеннале в Милане - это свет, трансформированный творческим импульсом современных дизайнеров.

Впервые прошедшая на территории нового выставочного комплекса Rho Fiera, Euroluce охватила весь спектр световой техники - от предметов светового декора до профессиональных осветительных приборов. Но большинство посетителей этого события (и нас в том числе) в первую очередь интересовало, какие идеи светового оформления жилых и общественных интерьеров нам предложат на сей раз трендсеттеры мирового дизайна.

Если говорить о том, что стало главной новостью прошедшей Euroluce, то таковой нам показался конец многолетнего увлечения необарокко. Необарокко (или цифровое барокко, как его называют некоторые критики) было любимой темой дизайнерских экзерсисов последних трех-четырех лет. Вдоволь наигравшись с его избыточной, подчас бурлескной эстетикой, современный дизайн "очистился", вновь обратившись к самому себе. Применительно к свету это означает, с одной стороны, возврат к эстетике конструктивизма, а с другой стороны - обостренное внимание к функции, обуславливающей форму предметов, порой даже довольно причудливую.

Но уход от нарочитой декоративности не означает оскудения образов. Среди модных тем светового дизайна в этом году можно условно выделить три, которые, на наш взгляд, нашли воплощение в самых интересных объектах.

Первое место в ряду таких тем занимает футуризм, хотя тут следует оговориться: с одной стороны, дизайнеры размышляют на тему технически совершенного мира, а с другой - отдают дань образу будущего, каким его видели в 50-60-х годах века двадцатого, когда порог тысячелетий воспринимался как дверь в грядущее. И технофутуризм, и ретрофутуризм расцвели благодаря техническим усовершенствованиям последних лет, широкому использованию светодиодов и компактных люминесцентных ламп - эти обстоятельства предоставляют дизайнерам огромную свободу в выборе форм и материалов для их работ.

Другой популярной темой продолжает быть органическая, биоморфная эстетика - лампы, торшеры и люстры, напоминающие своей формой облака, медуз, икринки и анемоны, фигурировали в коллекциях многих известных марок. Здесь как нельзя более ярко выразился принцип современного дизайна, согласно которому грань между артобъектом и обычной вещью практически стирается. Для их создания дизайнеры используют необычные материалы типа рисовой бумаги и натурального шелка или же переосмысливают возможности привычных материалов, будь то муранское стекло или алюминий.

Третьим трендом, как ни странно, стала классика, точнее, ее традиционные декоративные приемы и материалы: медь, венецианское стекло, хрустальные подвески и ручные финиши зазвучали по-новому в прочтении современных дизайнеров. Что же касается классических марок, то они представили рафинированные версии своих традиционных моделей - в более сдержанных цветах и лаконичных формах они будут одинаково хорошо смотреться в самых разных интерьерах.