Сказание о замке на болоте

трехуровневый дом общей площадью 770 м2 Дмитрий Величкин, Николай Голованов Господство натуральных материалов и индивидуальных изделий в доме, оформленном в классическом стиле с оттенком постмодернизма

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Юрий Пальмин

Текст: Анна Гедымин

Автор проекта: Дмитрий Величкин
Николай Голованов

Журнал: N9 (43) 2000

Он подкупал обаянием, дружелюбием и энергичностью. Появившись в офисе известных архитекторов Дмитрия Величкина и Николая Голованова, тут же начал увлеченно рассказывать о своем новопостроенном доме. Не доме - настоящем замке! Общая площадь - около восьмисот метров, участок - пятьдесят соток. И делать почти ничего не надо, только декор. Кое-какие отделочные материалы уже приобретены. И архитекторы, сами до конца не понимая почему (оформительством они не занимаются), согласились поехать и полюбоваться этим чудом. Открывшийся взорам дорогих гостей "объект" поверг их в такой шок, подобного которому они не испытывали никогда Добраться до дома оказалось нелегко: земля вокруг него была нещадно перерыта, довершал картину увязший по самую крышу бульдозер. Дело ясное: клиенту продали не просто неудобный участок, а настоящее болото, да еще с неоднородными грунтами (печальное наследие ледникового периода). Здание гордо высилось аж на 260 сваях. Дальше - больше. При строительстве "коробки" было допущено поистине рекордное количество ошибок, порой опасных для жизни. Например, войдя в гараж, архитекторы с изумлением обнаружили прямо над головой практически не закрепленную плиту перекрытия. Малейшая нагрузка или случайное сотрясение - и страшно подумать, чем могла закончиться невинная экскурсия. Что уж говорить о таких "мелочах", как сооружение первого этажа из бетонных блоков, зимой промерзающих насквозь. В общем, прежде чем декорировать здание, его необходимо было глобально реконструировать, а участок - осушать и приводить в порядок средствами ландшафтного дизайна. Услышав из уст архитекторов этот приговор, теперь уже заказчик испытал настоящий шок. Но, как и они, быстро оправился. Собственно, у него не было иного выхода: средства вложены, начатое строительство надо завершать. И началась работа, причем, что называется, по полной программе. Разрушались и заново возводились стены (в том числе внешние), надстраивались фронтоны и аттики, разбирались плиты перекрытий, к главному входу протянулась легкая парадная галерея, возникла пристройка, куда перенесли бойлерную. В наружной отделке здания пришлось использовать закупленный заказчиком материал - мармарок, из него изготовлена полосатая "рубашка" дома. Связующим звеном между зданием и ландшафтом стала живописная подпорная стена из дикого камня. Что касается участка, то для него был разработан специальный раздел генерального плана. Лишь на завершающей стадии для детальной проработки отдельных фрагментов участка и высадки фруктовых деревьев были приглашены ландшафтные дизайнеры и садовники. Теперь об интерьере. Создавать его, по признанию архитекторов, было и приятно, и сложно. Приятно - поскольку заказчик охотно шел на разумный эксперимент и компромисс. Сложно - сразу по нескольким причинам. Скажем, в первое время хозяева весьма туманно представляли себе быт настоящей усадьбы (в наши дни не многие с ним знакомы). Квартира для прислуги? Зачем? Ведь это будут местные жители, после окончания рабочего дня уходящие домой. Слава богу, к мнению архитекторов все же прислушались. Позже хозяева не раз благодарили авторов проекта за отдельную квартирку на цокольном этаже, в которой может отдохнуть и переночевать обслуживающий персонал. А еще - менялись обстоятельства, планы, состав семьи. Ну и так далее. Если бы не эти неожиданности, работу можно было бы закончить быстрее (от знакомства архитекторов с объектом до вселения семьи в новый дом прошел год и восемь месяцев). Внимательно осматривая просторные, красивые помещения, ловишь себя на узнавании - и одновременно не узнавании авторского стиля Величкина-Голованова. Господство натуральных материалов (мрамора, дерева, металла) - это, конечно, их "фирменное". И обилие индивидуальных изделий - от неповторимых колонн и дверей до люстры в гостиной или обеденного стола - тоже. Однако классическая стилистика, связанная в наших представлениях с этим творческим дуэтом, в данном случае имеет выраженный постмодернистский оттенок. Такой литературный образ (непременная составляющая работы Величкина и Голованова) возник в результате общения с заказчиком. А потом родился прекрасный и чуть ироничный замок для современного рыцаря, который отличается прагматизмом и выбирает здоровый образ жизни. В чем же проявились приметы стиля? В умопомрачительно торжественных мраморных колоннах, увенчанных коринфскими капителями из нержавеющей стали. В безусловно "замковой" галерее, по сторонам которой установлены то ли современные факелы, то ли рыцарские шлемы на прямоугольных пилонах. А как завораживает невысокий крестовый свод, приобретший мягкие параболические очертания, созвучные модерну! Из-под него выходим, словно на воздух, в двусветную гостиную. В ней постмодернистское взаимодействие эпох достигает апогея. Камин, кажется, изо всех сил пытался провести классическую тему, выставив напоказ массивный карниз. Но тот разросся, приобрел экспрессивные очертания волны (или цветка?) и, вместе с другими декоративными фрагментами комнаты, повернул сюжет в сторону модерна. Вазоны на втором ярусе тоже прочитываются двояко: здесь и классическая трактовка верхней части ордера, и чуть неправильная линия ар-деко. Что уж удивляться "корабельному" ограждению балкона, прозрачно намекающему на "Титаник"! А надо всем этим реет "космическая" люстра, облагораживая и гармонизируя своей оригинальностью синкретический образ. Игра на контрастах продолжается и в других помещениях дома: в столовой, непринужденно объединившей классицизм с ар-деко, в кабинете, где на постмодернистском фоне эффектно проступает "честная" цитата из модерна - деревянная волюта. На втором, приватном этаже наиболее декоративна главная спальня. Она вся - изысканно-неправильна, пронизана томительной негой модернизма. Макияжный столик заключен в отделанную деревом нишу, имеющую очертания крышки рояля. Линии ниши находят отклик в форме подвесного потолка и рисунке пола. Изголовье диагонально расположенной кровати увеличено до размеров целой стены с прямоугольными "окошками" (напоминающими об ар-деко). Ее функциональная задача - отгораживать спальню от вспомогательных помещений (ванной и гардеробной). Но постмодернизм не был бы собой, если бы над этим "сонным царством" не зависла авангардная люстра из нержавейки, повторяющая форму носа перевернутого "Титаника"... Добавьте к сказанному сложнейшую инженерную проработку дома, систему вентиляции и кондиционирования всех помещений, интеллектуальный домашний кинотеатр, бассейн и прочие приятные атрибуты современного комфорта - и возможно, вам станет ясен масштаб проведенных здесь работ. Что ж, теперь можно поговорить и о тонкостях декора. С которого, если помните, и началась эта длинная и, как выяснилось, вполне счастливая история.