Сказка по имени МОДЕРН
московская квартира общей площадью 367 м2 Вадим Семенченко, Олег Шорников, Татьяна Колесникова
Реалии сегодняшнего дня или неразумно возбуждающи, или утомительно скучны. И что самое главное, в них до обидного неопределенны черты не только отдаленного, но и ближайшего "завтра". Кто может поручиться за дальнейшую счастливую судьбу материальных и духовных ценностей? И так ли уж реальны они даже сегодня? Возможно, поэтому обращение к надежному "вчера" оказывается одним из излюбленных приемов московских архитекторов при создании современных интерьеров
Архитекторы Вадим Семенченко, Олег Шорников и Татьяна Колесникова хотя и работают в разных стилях, питают общую слабость к модерну. Этот стиль конца XIX-начала XX веков чрезвычайно пластичен и полифоничен. Он может "примерять" на себя классические формы, "рядиться" в готику, оставаясь по-прежнему утонченным и изысканным.
Именно это его космополитическое начало во многом определило выбор декоративного направления при реконструкции предлагаемого вашему вниманию интерьера, поскольку как нельзя лучше подходило к общей концепции квартиры-"города". Согласитесь, если уж и возводить какие-либо стены на четырехстах квадратных метрах, то никак не меньше, чем "городские". Идею квартиры-"города" охотно поддержали заказчики, поскольку она оправдывала разнообразие приемов в оформлении разных комнат. А разнообразие на такой площади вряд ли может показаться прихотью. Оно становится скорее необходимостью. И для достижения этого разнообразия решено было прибегнуть к декоративным приемам модерна, выполнив художественную часть как подобает, а именно, используя исключительно ручную работу.
Размеры квартиры позволяли расположить в ней и "главную улицу", и "дворцовую площадь", и "ратушу", и многое другое, что обычно ассоциируется с понятием "старый город".
На "площадь", кстати, попадаешь, едва переступив порог. Раскинувшись полукругом на 27 "квадратов", она образует прихожую, или холл, демонстрирующий все стилистические нюансы модерна, к которым сочли необходимым прибегнуть авторы проекта. Симметрию относительно центральной оси поддерживает и расстановка мебели - пара кресел и пара вешалок для верхней одежды. Однако в деталях сходство правой и левой половин несколько нарушено, благодаря чему интерьер не воспринимается как музейный экспонат. Солидность прихожей, позволяющая сравнивать помещение с "дворцовой площадью", создана изящно оформленными под московский модерн дверями, нишей, порталом у входной двери, гладью мраморного пола, но более всего - креслами от Версаче с золотом по черной обивке. На самом деле в "городе" много самых разнообразных драпировок из мастерской маэстро и именно они задают тональность всему декору, удачно продолжают и развивают общую концепцию интерьера. Благодаря им квартира кажется не просто "городом в городе", а "городом в старой, старой сказке".
Полукруг холла "сфокусирован" на начале "главной улицы", отвлекая внимание гостя от прочих помещений. Но мы пройдем сначала в "прочие", и прежде всего в торжественно распахнутую дверь по центру полукруга. Она ведет в кабинет, и именно его мы имели в виду, говоря о "ратуше". Конечно, можно было бы назвать его и "городской управой", и "думой", и "сенатом". Но в данном случае именно "ратуша" наиболее точно соответствует атмосфере "готического модерна", царящего в комнате. Широкая арка от стены до стены разделяет кабинет на две части, в одной из которых доминирует массивное "тело" камина. Оно точно взято из сказки, где ее герои ведут беседы и греются долгими зимними вечерами.
Солидность зала не оставляет сомнений в том, что здесь вершатся дела, скрепляемые "большой городской печатью". Во всяком случае, войдя сюда, хочется одернуть пиджак и поправить галстук. Но не все так строго в кабинете, как может показаться на первый взгляд. В отделенной аркой половине установлены стеклянные витрины, где разместились милые сердцу безделушки и книги, помогающие расслабиться у камина. Если вас пригласят полюбопытствовать, что там за стеклом, о церемониях можно забыть.
К "прочим" помещениям относится и гостиная, поскольку ее дверь тоже выходит в прихожую. Торжественная роскошь этой комнаты заряжает входящего предчувствием праздника. Здесь вариации модерна на тему классики создают атмосферу непринужденности и гостеприимства. Огромные хрустальные люстры, колонны с "латунными" капителями, подпирающие своды, "тронный" диван, на котором можно возлежать не только вдоль, но и поперек, несколько больших окон... "Очагом" этой комнаты сделался домашний кинотеатр. Но установлен он так, что не окажется "на пути" у гостей, если им придет фантазия превратить на время гостиную в танцевальную залу.
"Главная улица", по сторонам которой расположились гардеробная и гостевые спальни, будуар и санузел, спальня и столовая, "вымощена" мрамором. Пройдя через парадную дверь вы вряд ли устоите перед искушением присесть на деревянную скамью и взглянуть на камин "Щелкунчик", выполненный в виде треуголки. Говорят, это место соприкосновения с еще одной сказкой привлекает возможностью расслабиться и подумать о суетности бытия.
Перетекая из "площади" в "площадь", закручиваясь в "улочках", спускаясь и поднимаясь по ступенькам и "мостикам", пространство нигде не "останавливается" - здесь нет тупиков. Архитектура и декор излучают мягкость танца, который задает ритм вашему неспешному движению и, кажется, всей жизни в этом "городе". Словно партнеры в танго, стены плавно поворачиваются в коридоре и образуют полукруглую нишу в спальне или будуаре. "Танец" увлекает своим отточенным "движением", за которым хочется проследить до конца. Но конца череде архитектурных кульминаций так и не удается обнаружить.
Новый поворот предоставляет возможность ступить с "бала" на "корабль": спуститься в столовую. Организуя пространство, архитекторы ушли от привычной ортогональности и "развернули" столовую в три четверти. Безусловно, эта выигрышная позиция эффектно подчеркивает главную "достопримечательность" помещения - обеденный стол. Мраморная столешница с металлической инкрустацией в обрамлении стульев с золотым рисунком на белом фоне затмевает собой все, что есть вокруг. Дизайн столешницы разрабатывался совместно с Atelier Versace. Вокруг расставлены такие предметы мебели, которые никак не акцентируют внимания на себе. Их задача - подыграть столу, создать достойный, но не отвлекающий внимание "кордебалет". Через кухню между хозяевами и дизайнером пробежала "черная кошка". Впрочем, это скорее был "серый котенок", поскольку яблоком раздора не стал. Заказчики хотели иметь более эффектную кухню, способную обратить на себя внимание гостей. Дизайнеры настаивали на относительно скромном варианте, не отвлекающем внимания от шикарного стола.
В конце концов компромисс был найден: выбрали кухню с самым современным оборудованием, неброские цвета которой соответствовали деревянным элементам ширм и экранов. Впрочем, их незамысловатый и в то же время солидный вид тоже создал определенный образ.
Когда за столом собираются гости, "оживает" одна из стен столовой - та, что отделяет ее от санузла. На этой стене смонтирован фонтан-водопад, и плеск струй способен сделать самую непринужденную беседу еще непринужденнее.
Еще два помещения, о которых хотелось бы упомянуть, можно отнести к чисто приватным. Это ванная комната и спальня. Для оформления первого подобран мрамор, напоминающий окраской старый, отполированный временем ракушечник. Им выложены пол, стены и "лесенки", идущие в самых разных направлениях вокруг большой круглой ванны. На ступеньках и в специальных нишах с подсветкой размещены модели парусников, ракушки из тропических морей и скульптурные изображения морских животных. Вряд ли кто-то усомнится в том, что "памятник" Золотой Рыбке возведен здесь не случайно.
Что касается спальни, то в нее, как и в столовую, приходится спускаться по мраморным ступеням. Бледно-розовый шерстяной ковер покрывает весь пол комнаты, повторяя кромкой все изгибы стен и лестницы. Вообще спальня условно разделена на собственно спальню и будуар. Последний представляет собой маленькую гостиную с круглым столиком и креслами. Это интимная территория, где можно принять самых близких гостей. Или посвятить час-другой уходу за собой