Сказка в стиле барокко

квартира общей площадью 240 м2 Тамара Воронкова, Олег Галицкий

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Михаил Степанов

Текст: Александра Шапиро

Автор проекта: Тамара Воронкова
Олег Галицкий
Николай Соломаха

Журнал: N5 (28) 1999

В истории архитектуры и дизайна множество курьезов. Интерьер, слепо (пусть и точно) копирующий внешние признаки того или иного художественного стиля, но не соответствующий философскому духу эпохи, заранее обречен на творческую неудачу. "Да и трудно ожидать какого-либо художественного эффекта от грубо имитированного ренессансного французского дворца, водруженного в виде шляпы на голую кирпичную семидесятиэтажную башню, или от вестибюля в "роскошном", предельно вульгарном "мавританском" стиле в каком-нибудь банке или отеле", - писал в свое время А. Д. Чегодаев К счастью, судьба квартиры, о которой мы хотим рассказать, сложилась более удачно. "Мне для себя и моей семьи хотелось настоящей, необыкновенной сказки", - говорит хозяйка квартиры. И для воплощения этой мечты она выбрала прекрасное, поражающее взгляд барокко - стиль, призванный создавать в интерьере необычное, "повышенное" настроение. При этом требовалось сохранить равновесие на тонкой грани: комнаты не должны были напоминать залы дворца-музея или, того хуже, павильон для съемок фильма о Людовике XIV. Нужны были "нормальные" жилые помещения. Итак, обратимся к планировочному решению, предложенному архитекторами и начнем с Картинной галереи. Очень изящно и непринужденно Тамара и Олег превратили непривлекательный (с четырьмя несущими колоннами), будто сжатый со всех сторон комнатами коридор в своего рода "проспект". Теперь по нему хочется не быстро пробегать, а торжественно шествовать. Да и функциональное его назначение кардинально изменилось: "проход, соединяющий отдельные части квартиры" сделался галереей с коллекцией живописи. Для начала (за счет уменьшения площади одного из помещений) коридор немного удлинили. Затем в нем были сконструированы арки и возведены колонны. Четкий вертикальный ритм колонн коринфского ордера (сделанных из расписанного под мрамор и покрытого блестящим лаком полиуретана), изысканная форма арок (гипсокартон) создали впечатление легкости, устремленности вверх. Потолки словно "взлетели" выше своих исходных 3,3 метра. Бело-бежевая цветовая гамма "раздвинула" стены - ни за что не скажешь, что расстояние между ними 2,6 метра. Но самым сильным оказался продуманный иллюзорный эффект. Стоило повесить в конце коридора огромное "венецианское" зеркало, как пространство углубилось. Кажется, что паркетная "дорожка" не кончается, а скрывается за горизонтом. И только спустя некоторое время начинаешь узнавать в фигуре вдали свое собственное отражение. Особо обыграно и расположение комнат. Во дворцах русского барокко помещения следовали друг за другом в порядке, определенном европейским этикетом: парадный зал, зал для вечерних ассамблей, музыкальная гостиная, диванная, кабинет, библиотека, будуар, столовая, предспальня, спальня, парадная поварня. Частные покои завершали анфиладу. В квартире соблюден почти тот же принцип: гостиная, столовая находятся в начале, а спальня хозяев и детская - в конце коридора. Ну а теперь давайте проведем по квартире небольшую экскурсию. Салон или Малая гостиная Идеальное место для приемов в дневное время (удобный диван, кресло, небольшой столик) или романтического уединения вечером (приглушенный свет "канделябров"). Раньше это помещение хозяйка называла "страшноватым, скучным и выпадающим из планировки", а Тамара Воронкова не без юмора идентифицировала как "коридор коридора". Чтобы исправить положение, пришлось скруглить углы, вынести вперед карниз для штор, вырезать в стене ниши и напротив каждой из них поместить небольшие зеркала. Наборная вставка в паркете обозначила середину комнаты. В итоге здесь воцарились безупречная симметрия классических архитектурных форм и строгая организованность композиции. Замечательна и оптическая игра с пространством. Из кухни, находящейся на противоположной стороне коридора, кажется, что до дивана с креслами еще идти и идти. Здесь тот же иллюзорный эффект, что и в коридоре, только роль зеркала успешно играет окно. Из коридора-галереи салон выглядит очень камерным, словно будуар при спальне. Ну а когда гость минует колонны и входит в само помещение, оно неожиданно широко распахивается в стороны - налево, к открытым дверям гостиной, и направо, к кабинету хозяина. Музыкальная гостиная Здесь тема барокко достигает своей кульминации. Сложная декоративно-художественная отделка потолка и стен (лепнина из полиуретана, пилястры, расписанные капители), изысканного рисунка кайма на паркете, задрапированный "дворцовыми" шторами эркер, сочетание белого цвета и позолоты, роскошная люстра, настенные канделябры, напольные часы в богатом футляре, зеркала - все это вместе превращает гостиную в торжественный, парадный зал. И, конечно, обстановка: выстроенные в симметричную композицию диваны и кресла с подлокотниками в форме волют и волнообразными спинками, консольные столы с причудливо изогнутыми ножками, угловые горки с фарфором и стеклом. Скоро в гостиной появится белый рояль, и она действительно станет "музыкальной". Голубая столовая В такой столовой обед становится праздничной королевской трапезой. Великолепный, глубокий цвет стен, созданный путем смешения нескольких колеров, нарядно гармонирует с золотом пышного декора мебели. Бордовый кабинет В его сдержанном, по-мужски солидном интерьере роскошь и элегантность доведены до совершенства. Тон задает мебель с вензелями хозяина. В лучших традициях барокко в ее декоре использована резьба, бронзовые резные накладки, инкрустация сланцами и черепаховым панцирем, в обивке - кожа и бархат (искусственно состаренный). А колористика вызывает ассоциации с елизаветинским, русским барокко, когда стены обивались красным сукном или штофом малиновых оттенков. Бархатная спальня В XVII столетии спальни считались помещениями парадными, чуть ли не культовыми. Скажем, в Версале королевская спальня была включена в систему дворцовой анфилады, и ложе монарха отделялось низкой балюстрадой. В других палаццо и особняках кровати с грандиозными балдахинами и пологами из драгоценных тканей возводились на подиум. В данном случае конструкция кровати несколько иная: балдахин крепится к стене консольно, без поддерживающих колонок. Тем самым объем ложа зрительно не акцентируется, не вычитается из пространства комнаты. Удивительно красивы прямо-таки скульптурные драпировки балдахина, штор и ламбрекенов из светлого бархата очень тонкой выделки. Что ж, давайте тихонько прикроем дверь, напоследок полюбуемся картинами в Галерее и собственным далеким зеркальным отражением и, попрощавшись с хозяевами, покинем эту удивительную интерьерную сказку в стиле барокко.