Сказки старого центра

квартира (165 м2) в Санкт-Петербурге Александр Плаксиев, Елена Мелещенко, Андрей Ермолинский, Галина Короткая, Анна Ермолинская

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Георгий Шабловский

Текст: Анна Гедымин

Автор проекта: Александр Плаксиев
Андрей Ермолинский
Елена Мелещенко
Галина Короткая
Анна Ермолинская
Валерия Миротина

Журнал: N5 (39) 2000

"Старый центр" - у скольких людей от этих слов замирает сердце, а перед глазами возникают строгие порталы, мрамор ступеней... Однако жить в такой обстановке в конце XX века готов не каждый. С нашей-то практичностью, тягой к минимализму, хай-теку - и вдруг в объятия классицизма (пусть даже "нео")? Надо взвесить все "за" и "против", чтобы не вступить в душевный конфликт с собственным домом Сначала о здании: оно современное, добротное, построено в стиле, который принято именовать петербургским. Эстетически этот респектабельно-спокойный стиль вполне устраивал хозяев, но требовал некоторой адаптации к реальным нуждам. Скажем, зачем в современном доме длинный коридор? Его явно хотелось ликвидировать. И столовая молодой семье оказалась не нужна. В нынешних интерьерах функции столовой все чаще берет на себя гостиная с кухонным уголком-баром. В общем, имелись все объективные и субъективные предпосылки, чтобы архитекторы начали сочинять свою сказку. Сказать, что для примирения двух эпох авторы проекта взяли из классицизма стилеопределяющие элементы, а из современности - принципы проработки пространства, - все равно что не сказать ничего. Постараемся подтвердить это примерами. Во входном холле, заменившем пресловутый коридор, выделяются массивные порталы, характерное оформление потолка и профили по верху и низу стены - это классика. Очень "попала" в стиль современная люстра, форма которой явно процитирована из XVIII века. Оттуда же - настроение спокойной торжественности помещения. Но в то же время оно выглядит откровенно современным. И главный "виновник" этого впечатления - дымчатое зеркало, которым отделаны стены. Результатом такой постмодернистской вольности при выборе материала стало ощущение неопределенности границ холла. По схожим правилам ведется игра и в гостиной. С одной стороны - величественный мраморный камин, плюс оформленный порталом дверной проем, перекликающийся с внушительным профилем над кухней. С другой стороны - "картина-аквариум". Не сразу заметная, но действенная пространственная уловка связана с изменением цвета стены, вдоль которой расположен камин. То есть она не песочного цвета, как другие, а серо-зеленого. И в результате пространство воспринимается совершенно необъективно, как-бы "проваливается". Чего и требовал замысел. Отдельного упоминания заслуживает кухонная композиция - в "раме", ограниченная авторской барной стойкой. Это вполне самостоятельный постмодернистский арт-объект, достойный пребывать в квартире как художественное произведение. А вот в круглой гостиной подобным арт-объектом стал эркер. Вместе с необычной люстрой-пасхальным яйцом он определил празднично-доверительную атмосферу всей комнаты. В спальне особенно впечатляет... отсутствие кровати. Ее функцию выполняет третья, верхняя ступенька невысокого подиума. Если же убрать белье в специальный ящик у изголовья, комната преобразится в совершенно не спальную. Ванную комнату - мраморную, с сиреневыми колоннами и картиной в синих тонах на стене "жаркого" терракотового цвета - можно воспринимать по-разному, в том числе и как откровенный кич. Нам же более важным показалось то, что здесь продолжены основные темы квартиры: диалог-состязание классики и современности, реального пространства и иллюзорного. Зеркала умножают количество колонн, стен, картин. "Холодный" сиреневато-бежевый мрамор уравновешивает "теплые" краски и другой мрамор, черный. Итак, мы познакомили вас с еще одним воплощением современной классики. Которая дарит покой и красоту, объединяет в себе черты упоительного прошлого и фантастического будущего. Все люди мечтают о доме, в котором в равной степени были бы учтены их потребности и настроения. И счастлив тот, чья мечта стала явью.