Складной характер
Ширма - самый необычный предмет мебельной экзотики. Двойственность ее функций, декоративные эффекты и возможность изящных пространственных игр
Пожалуй, ширма оказалась самым необычным предметом из мебельной экзотики, привезенной в Европу в XVII-XVIII веках. В двойственности ее функции - скрывая что-либо за створками, хотя бы отчасти это раскрывать - европейцы сразу увидели не только декоративные эффекты, но и возможности для весьма изящных пространственных игр. Поэтому неудивительно, что с особой легкостью ширмы вписывались в интерьеры тех эпох, когда высоко ценилась утонченность стиля. Что же касается современного дизайна, склонного к интеллектуальным и художественным изыскам, то его пристрастие к разнообразным "складным экранам", думается, говорит само за себя
Мода на "все восточное" давно должна была сделать привозимые на Запад диковинки дизайнерскими штампами.
Удивительно, но этого не произошло: восточное умение превратить повседневный быт в искусство, и даже в своего рода ритуал, всегда создавало вокруг этих предметов особую ауру. Ширмы в этом смысле тоже не были исключением. Под обаяние их ориенталистской романтики и сегодня попадают многие: знатоки восточной культуры и весьма далекие от нее люди, декораторы и аристократы, художники и коллекционеры. Но главное - в ширмах по-восточному органично сочетаются польза и красота.
Пространство, организованное при помощи ширмы, может быть предназначено для самых разных целей. Действительно, этот экзотический предмет мебели уже много лет занимает почетное место в будуарах, спальнях и небольших гостиных. Но настоящая причина любви к ширмам - создаваемая ими атмосфера камерности и уединения. Поэтому чаще всего за створками угадываются уголки для чтения, беседы или сна, иногда (как правило, в современных интерьерах) - обеденная зона. Конечно, это идеальное место для отдыха и общения избранных - узкого круга близких и друзей.
Материалы, из которых изготавливаются ширмы, поражают разнообразием: деревянный или металлический каркас может быть обтянут тканью, бумагой, кожей или заполнен стеклом. Кстати, именно из лакированного дерева были выполнены первые складные ширмы, привезенные в Европу из Китая среди вполне традиционных предметов мебели - столов, стульев, сундуков.
Деревянные панели могли быть покрыты китайской расписной стеновой бумагой. Как правило, богато декорированные панели собирали в трех- или пятичастные ширмы, хотя иногда створок могло быть и больше. Японские же шелковые ширмы появились в Европе несколько позднее, в середине XIX века, когда после более чем двухсотлетней изоляции Япония открылась для иностранных путешественников.
Декор ширмы и сюжеты ее оформления всегда подчинялись общему стилю интерьера.
И если в XVIII веке в комнатах, целиком оформленных в китайском стиле, выставляли деревянные ширмы, инкрустированные цветными камнями, или шелковые, в духе chinoiserie, то в конце XIX века это уже были экраны с сюжетами из повседневной парижской жизни, выполненные в манере японской графики, а в начале XX столетия на створках появились авангардные кубистические композиции. Впрочем, в современных интерьерах вполне можно встретить и старинные японские изделия (которых, правда, сохранилось немного), с традиционными мотивами пагод, тигров и драконов - резьба по дереву и роспись по шелку не утратили своей непреходящей красоты и актуальности.
Наконец, ширма обязательно придает интерьеру оттенок театральности: за ее створками, как за театральным занавесом, разыгрывается спектакль из повседневной жизни, в котором есть собственная философия и поэзия. Нужно только прислушаться к собственным ощущениям, и они вам откроются...