Славянская душа романского дизайна

Работы Борека Шипека - прогрессивного экспериментатора в области проектирования мебели и интерьера, гениального мастера по декоративному стеклу

Дата публикации 01.12.2001

Текст: Александра Шапиро

Фото: E. Olaf

Журнал: N6 (40) 2000

Все, что делает Борек Шипек - великолепно. В истории дизайна конца ХХ века он "заявлен" и как прогрессивный экспериментатор в области проектирования мебели и интерьера, и как гениальный мастер по декоративному стеклу. Кроме того, он - профессор архитектуры и профессор теории дизайна Пьер Стоденмейер, один из основателей культовой парижской галереи Neotu, полагает, что этому художнику, помимо "нового прочтения форм, удалось задать новые ориентиры для проектирования мебели, чего до него никому - ни Старку, ни итальянским мастерам - не удавалось сделать." Сам же Шипек высказывается на ту же тему следующим образом: "Наиболее важным фактором современного дизайна является проявление индивидуальности. Тем же, кто делает акцент на функциональности, я могу сказать, что они находятся на примитивной ступени развития дизайнерского искусства". И действительно, Шипек никогда не был приверженцем холодного и жесткого функционализма, и тенденции хай-тека восьмидесятых никак не повлияли на его творчество. Любая работа этого страстного приверженца абсолютно нерационального барокко демонстрирует мощный потенциал декоративности. Что же касается индивидуальности, то несомненно: дизайнеры всегда автобиографичны в своем творчестве. Борек Шипек родился в 1949 году в Праге. После прохождения курса дизайна мебели он переехал в Германию. Последующие пятнадцать лет Шипек интенсивно учился - архитектуре в гамбургском и дельфтском университетах, философии в университете Штутгарта - и работал. Затем дизайнер переехал в Амстердам. Можно сказать, что его мебель и объекты отмечены лиризмом и поэзией, свойственными и славянской душе, и великим западным романтикам. Стоит вслушаться в мелодию этих названий: Selka, Sedlak, Filzka...