Слияние с природой
двухэтажный деревянный коттедж общей площадью 230 м2 Григорий Масленников Уют и комфорт дома, созданного по проекту Григория Масленникова
В судьбе автора проекта, о котором пойдет речь, было много крутых поворотов. Звукорежиссер по первому образованию, он учился в Санкт-Петербурге, а потом в силу обстоятельств оказался на Домбае, где прожил довольно долго. Приехав в Москву после продолжительного "отшельничества", Григорий Масленников понял, что его призвание не режиссура звука, а режиссура цвета и формы. Построил для начала собственный дом и всерьез увлекся архитектурой и дизайном интерьера
Глубокие юношеские впечатления от холодной красоты Петербурга - каменного города, построенного вопреки суровой стихии и противостоящего ей, - и совершенно противоположный по сути опыт "дикой жизни" в горах, вдали от цивилизации, не могли не повлиять на формирование характера и отношение к действительности.
"Ремесленная" сторона новой профессии Григория Масленникова - необходимость сделать удобные, функциональные и высокотехнологичные конструкции еще и внешне привлекательными. Наш герой признается, что вкладывает душу в каждую работу и пытается отразить собственное мировоззрение, жизненную философию, тщательно продумать и прочувствовать то, что строит. Работа над домом становится поводом высказаться, возможностью поделиться мыслями и чувствами. В случае удачи фасады и интерьер "начинают говорить" и сообщают нам интересные вещи.
Необходимо отметить, что Григорий Масленников занимается строительством и дизайном исключительно загородных домов. В его понимании, жизнь человека на природе протекает по совершенно иным законам, чем в городе. Поселившись в нашей "местной Швейцарии", на Рублевском шоссе, он вывел это из своего собственного опыта.
Регулярно, по пути домой, Григорий проезжает по живописным уголкам Подмосковья и с ужасом наблюдает как по сторонам дороги вырастают похожие друг на друга словно братья мрачноватые дома-крепости с окнами-бойницами. Отчего, интересно, люди, сознательно выбравшие романтическое место жительства под сенью леса или на берегу речки, возводят мощные стены, наглухо отгораживающие их от первозданной красоты природы? Ответов на этот вопрос может быть много. Здесь и нежелание демонстрировать посторонним свой достаток, и наследие тоталитарного прошлого, когда "закрытое" общество диктовало свои суровые законы домостроительству и быту. Редко улыбающиеся люди вряд ли обойдутся у себя на участке без высокого бетонного забора, скрывающего их от посторонних глаз. Возможно, в некоторых случаях имеет значение и непроизвольный страх перед самой природой, загадки которой остаются неразгаданными человеком. А еще - страх за себя и своих близких, страх быть более открытым, чем другие и т. д.
А ведь так хочется выстроить не громоздкий и помпезный домище, а уютный небольшой коттедж из какого-нибудь не просто натурального, а "родного" материала, типа дышащей теплом сосны янтарного цвета.
Устроить в нем если не стеклянные стены, то хотя бы большие, во всю высоту фасада, окна. Хочется наполнить потоками солнечного света не только гостиную, столовую и кухню, но и самые интимные закутки.
Чтобы дом был пронизан светом, на его пути максимально устраняются все препятствия. Возможное возражение, что климатические условия не позволяют россиянам раскрывать объятия дома суровой северной природе, в нашем случае не выдерживает критики. Устанавливаемое строителями отопительное оборудование и новейшие утеплители позволяют с полным комфортом жить круглый год за стеклянными стенами и в полной мере наслаждаться сезонной сменой пейзажа. Технические трудности преодолимы, главное, чтобы заказчик был готов преодолеть внутреннюю инерцию и оказаться не поблизости от природы, а как бы непосредственно в ней.
Свет не просто заливает весь дом, он еще и преумножается внутри, отражаясь от белых поверхностей, соседствующих с деревянной отделкой. Удачное сочетание дерева с белыми плоскостями стен, балок, потолков автор проекта считает одним из главных достоинств этого дома. Интерьер, полностью выполненный из дерева (а такой стиль - "русский кантри" - становится сейчас очень популярным), смотрелся бы слегка упрощенно, напоминая усовершенствованную избу - традиционное жилище наших предков. Белый цвет абсолютно необходим в любом интерьере, именно он придает помещению изысканность и при этом не навязывает лишних эмоций, не несет в себе искусственного драматизма, а служит лишь своеобразным экраном для собственных переживаний человека. Если дом можно назвать высказыванием его автора, то белый цвет - многоточие в этом высказывании.
В принципе, дизайнер любит решать судьбу интерьера единолично, без вмешательства со стороны заказчика. Но именно белые стены и минимум декора позволяют хозяину создать впоследствии свою среду, особую атмосферу, додумать детали, пофантазировать, развить идеи, недосказанные автором.
Белый цвет импонирует гармоничной личности, не боящейся остаться наедине с собой. Дерево делает интерьер "теплым", ненавязчиво продвигая уже упомянутую основную идею сближения с природой. Чистый белый не "убивает", а наоборот, подчеркивает фактуру материалов: солнечный оттенок и приятную фактуру сосновых досок, складки гофрированного абажура торшера, плетеные узоры банкетки в гостиной...
"Быть знаменитым некрасиво, не это поднимает ввысь..." - писал Борис Пастернак. Совершенный человек, живущий в гармонии с собой и с природой, не думает об абсолютной уникальности, единственности (своей или своего жилища), не стремится любой ценой сделать свой интерьер экстравагантным, а потому резко выделяющимся среди прочих.
Действительно, уют и комфорт не всегда синонимичны "высокой моде" и "высокой цене". Поэтому дорогие торговые марки предметов интерьера не стали самоцелью для хозяев. Если та или иная вещь подходит по стилю и качеству - милости просим, не жалеем денег, подбираем "знаменитые имена" в соответствии с функциональными и эстетическими качествами вещей.
Но при этом баснословно дорогой диван не стесняется соседства со светильником из "народного" магазина, ведь этот менее именитый персонаж заслуженно "принят в семью" благодаря чистоте стиля и красоте линий. Человеку, ставшему частью природы, или стремящемуся к этому, чуждо тщеславие. В доме часто бывают гости, собираются шумные компании, но его дизайн создан не для того, чтобы продемонстрировать гостям. Он существует сам по себе, без оглядки на окружающих.
Нельзя сказать, что здесь нет ни одной оригинальной детали. Хозяйская ванная, например, примечательна необычной планировкой: в центр ее вынесен блок, состоящий из умывальника и зеркала в специально придуманной для этого нише, отделанной традиционным черным кафелем и непривычной для ванной комнаты сосной. А в спальне - другой необычный предмет - печка-буржуйка, которую благодаря элегантному дизайну можно назвать мини-камином, согревающим комнату и создающим особый уют.
Горячее "дыхание" этой печки противопоставлено холодному мерцанию экрана телевизора в противоположном углу спальни. Такие дизайнерские находки интересны и необычны, но секрет обаяния этого интерьера в том и состоит, что оригинальное выглядит естественно, а дорогие вещи не смотрятся вызывающе или вычурно.
Понятно, что возвращение человека из суеты городов в естественную среду обитания - не сиюминутный процесс. Любое самосовершенствование требует времени и некоторых усилий. В этом смысле сам дом может помочь привыкнуть к новому укладу - он "подтянет" хозяев к своему уровню, продиктует определенный образ жизни. Главное, чтобы человек, просыпаясь и засыпая, видел лес совсем близко от себя и постоянно жил в лучах солнца, даже если в нашей полосе оно светит редко.