Сложные формы и функциональная планировка: этот дом вас удивит

Новая работа архитектурной мастерской za bor — загородный дом в Подмосковье, отличающийся сложными выразительными формами и объёмами.

Дата публикации 13.05.2021

Текст: Ольга Вологдина

Фото: Сергей Ананьев

Стилист: Вадим Костырин

Фото фасада: Пётр Покровский

Автор проекта: Петр Зайцев
Арсений Борисенко

Журнал: Salon Interior 06/2021

Площадь: 1 650 кв. м

В ряду проектов мастерской это, наверное, самый крупный, самый масштабный объект, реализован­ный для частного заказчика. Хотя начинался он с типовой коробки общей площадью всего 450 ква­дратных метров с большим кру­глым эркером, обращённым во двор.

Фасад, обращённый ко въезду на участок. Под навесом, прикрывающим небольшую террасу, находится основной вход в дом. Слева видна часть остекления бассейна.

Фрагмент заднего фасада дома, обращённого к лужайке и реке.

Ключевые характеристики внутреннего пространства — многоуровневость, сложность в плане и при этом интуитивная ясность. Логичность структуры — то, что ставилось во главу угла при разработке объёмно-планировочного решения. «В доме очень много помещений, но есть ключевые зоны, вокруг которых выстроено пространство, и даже гости, впервые попавшие в дом, никогда не заблудятся, им всегда понятно, куда идти и зачем».

При высоком качестве строительства здание не отвечало требованиям владельца: здесь нужно было разместить огромное коли­чество помещений — от технических комнат, домашнего кинотеатра, спортзала, бассейна, библиотеки до большой общественной зоны, нескольких спален, в том числе детских, го­стевых со своими санузлами и гардеробными. Поэтому существовавшее здание решили надстроить, увеличив площадь больше чем в три раза.

Общий вид гостиной, объединённой со столовой. Диваны, Baxter. Торшеры, Flos. Потолочные светильники, Nemo. Ковёр, Ivano Redaelli. Пол в столовой выложен натуральным мрамором.

Столовая зона.

Каминная зона гостиной. Кресла, Poliform. Вазы привезены из Франции.

Среди нового объёма ключевую роль играет трёхуровневый атриум, который не только отвечает за красоту и эстетику, но и выполняет чисто практическую задачу — ос­вещает центральную часть дома. «Благодаря атриуму мы компенсировали дефицит ес­тественного света, — поясняет руководитель архитектурной мастерской za bor Арсений Борисенко. — Вся общественная зона дома, ко­торая находится как на первом этаже, так и на втором, и частично на третьем, построена во­круг светового колодца атриума, накрытого сверху зенитным фонарём».

Самое интересное и ключевое пространство в доме — атриум высотой в три этажа, освещённый зенитным фонарём. Вокруг него сосредоточена вся общественная и частная жизнь домочадцев: куда бы человек ни пошёл, он так или иначе оказывается в этом световом «колодце». По замыслу авторов, именно это пространство делает дом действительно уникальным, необычным.

«Плюс к этому есть ещё большое количество оконных проёмов (всего в доме их тридцать девять штук), — продолжает Арсений. — Большинство из них расположено хаотично, но при этом сгруппировано по определённому принципу. Это сделано в первую очередь для того, чтобы обеспечить естественное освещение в достаточном количестве во всех помещениях дома. Архитектурное решение нужно было привести к какому-­то единому знаменателю, соответственно проёмы стали для нас ключевым эстетическим моментом: если смотреть на фасад, видно, что он состоит из системы больших рам, обрамляющих оконные проёмы, — на этом разыграны вся архитектура, весь образ дома».

Холл второго этажа. Cправа находятся гостевые комнаты, в стенах организованы дополнительные системы хранения. Стеллаж, кресла, Alivar.

Кабинет на третьем этаже. Письменный стол, AG Land. Торшер, настольная лампа, Flos. Скульптурная ваза по дизайну Петра Зайцева, FEEEL design. Искусство, галерея Milli.Art. Ковёр, Art de Vivre.

Один из кабинетов «офисной» зоны.

Сложная динамичная форма, можно сказать фирменный почерк мастерской, — главный приём в системе ценностей архитектурного бюро za bor. Арсений даже шутит на эту тему: «Все журналисты убеждены, что мы делаем «эффектные углы». Не будем их в этом разубеждать. Тут главное не сама форма, а её функциональное содержание». Ощущение комфорта, созданное на базовом уровне при помощи планировки и оригинальных решений, не нуждается в особой предметной среде, убеждён архитектор.

На третьем этаже оборудована большая «офисная» зона с двумя кабинетами, соединёнными друг с другом с одной стороны коридором, а с другой — небольшим зимним садом. Письменный стол, стул, AG Land. Настольная лампа, Flos. Бульдог, салон Espocada.

Фрагмент главной спальни. Ковёр — из новой коллекции Art de Vivre. Искусство — из галереи Milli.Art.

Бассейн на первом этаже. При нём есть лаундж-зона с шезлонгами для отдыха. Ещё одна зона для отдыха и солнечных ванн организована под открытым небом на террасе второго этажа.

«Пространство здесь настолько сложное, состоит из множества сложносочинённых объёмов, выразительно богатое за счёт разнообразной отделки, что декоративно само по себе, — поясняет концепцию Арсений. — Предметы интерьера появляются лишь там, где нужны, они не привлекают к себе излишнего внимания и по желанию хозяев или при необходимости могут быть с лёгкостью заменены».

Инфраструктура участка включает в себя два гаража, отдельный домик для обсуживающего персонала с подсобными помещениями и беседку на берегу реки.

Беседка на берегу реки. Кресла Dhalia, Alivar.

Планировка первого этажа.

Планировка второго этажа.