Сложные вещи - простым языком

московская квартира общей площадью 87 м2 А. Колпиков, О. Тумин, Д. Прокофьев, Н. Бирюков, В. Запенин, А. Кузяков, Ю. Ненашев

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Михаил Степанов, Иван Бойко

Текст: Арина Аристархова

Автор проекта: Дмитрий Прокофьев
Николай Бирюков
Василий Запенин
Александр Кузяков
Юрий Ненашев
Олег Тумин
Андрей Колпиков

Журнал: N3 (26) 1999

"Надо по возможности сохранять простоту и естественность. Не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного. Форма должна быть изящна, но этого мало. Она должна соответствовать содержанию и заключать в себе все необходимое, но только необходимое".Блез Паскаль Мысль, высказанная великим ученым, философом и писателем, стала эпиграфом не случайно: представленный интерьер словно создавался точно следуя его словам. Здесь присутствуют простота и естественность, неброские детали-мелочи и удачные значительные находки. Но главное - это содержание со всем необходимым, в данном случае - необходимым для нормальной жизни молодой семьи в небольшой московской квартире. Заказ на интерьер архитектурное бюро получило по рекомендации (как и бывает обычно в архитектурно-дизайнерской практике). Положительные отзывы об архитекторах и их предыдущих работах помогли молодым заказчикам определиться в выборе достойных "рук" и "голов". Такие аргументы как небольшая площадь квартиры и небольшие затраты на строительство, были нейтрализованы согласием хозяев на разумные эксперименты в интерьере. Это и побудило архитекторов - людей, несомненно, творческих - сразу принять предложение и начать работу. Из трех предложенных вариантов реконструкции квартиры заказчики выбрали один, наиболее подходящий для семьи проект, который и лег в основу дальнейшей перепланировки. Квартиры в кирпичных домах (а именно в таком доме создавался интерьер) в свое время были "награждены" очень стойкими стенами, образующими столь же "стойкие" коридоры. Поэтому щадящая перепланировка оказалась в данной ситуации единственно возможным решением. Получившемуся в итоге открытому пространству пришлось соседствовать с теснотой узких коридоров. Однако появление единой зоны, вместившей кухню, столовую и гостиную, сделало почти незаметными вынужденные недостатки квартиры. Удобная прихожая, где есть все необходимое (шкафы, антресоли и гардеробная), переходит в небольшой коридор, ведущий в просторную комнату - гостевую часть квартиры. Это помещение разделено, как уже говорилось, на три функциональные зоны. Их границами стали балочные конструкции потолка. Две из них - "родные", несущие, другие заново построены из гипсокартона, дабы подчеркнуть и усилить композиционный ритм гостиной. Размещение спальни также можно назвать неординарно-экспериментальным решением. Изолированное помещение без окон просматривается из большой комнаты через стеклянную вставку-перегородку. Естественный свет попадает в спальню сквозь стеклянную перегородку из большой комнаты, при желании его доступ ограничивается опущенными жалюзи. Подобные эффектные планировочные решения гармонично сочетаются с рельефной игрой архитектурных форм. Выразительная пластика поверхностей тактично усложняет пространство, не нарушая его смыслового единства. Неровность и природная "неотесанность" кирпичной стены контрастирует с "точеной фигуркой" вытянутой ниши. Более "резкие" и массивные полки как бы вырезаны из монолита стены. Их утолщенная и правильная геометрическая форма перекликается с широкими полосами пола. Второй коридор соединяет гостевую часть квартиры с интимной, где размещены ванная, спальня, кладовая и самая удаленная от центра квартиры комната - детская. Снос стен и возведение новых гипсокартонных перегородок позволили расширить пространство комнат и выделить достаточно места для дополнительных шкафов. Обилие "вещевых" мест изначально не задумывалось, но весьма кстати образовалось в ходе работ. Общая колористическая нейтральность интерьера, изначально заложенная в проекте, контрастирует с насыщенными тонами пола и потолка. Четкие пробковые полосы белого, рыжего, красного и синего цветов "разлиновывают" пол, словно бы указывая возможные направления движения по квартире. Средоточием ярких красок стали ванная и детская комнаты. По мнению архитекторов, детская получилась слишком пестрой. Сомнения были рассеяны после беседы с детским психологом, утверждающим, что для зрения ребенка полезны многочисленные цветовые пятна. В отделке пола неординарны как сочетания цветов, так и оригинальное совмещение материалов. Напольное покрытие из толстой пробки сменяется выложенной квадратами плиткой в таких нетрадиционных помещениях как, например, удаленный от прихожей коридор интимной зоны квартиры. Переступая с одного материала на другой, невольно начинаешь смотреть вниз, чувствуя перемену поверхностей под ногами. Разнообразие в отделку интерьера вносят детали под красное дерево. Подоконники и вставка на полу в гостиной сделаны из полимербетона художником-керамистом. Рельефный рисунок на них слегка диссонирует со строгой графикой напольного покрытия. Возможно, поэтому хозяева квартиры поначалу были против такого дизайнерского хода. Но со временем реализованная идея нашла у них понимание, и все осталось на месте. Подобные мелкие разногласия между авторами и заказчиками - вовсе не редкость. Нарушение во взаимопонимании двух заинтересованных сторон может возникнуть на любом этапе совместной работы над проектом. Но мирное разрешение конфликтных ситуаций - и есть высокий профессионализм. Характеризуя завершенный интерьер в целом, нужно сказать, что создавался он всего шесть месяцев. Работа проходила спокойно и без значительных "сюрпризов". Возможно, это спокойствие и передалось "новорожденному" интерьеру - нейтральному и естественному, без перегибов и "шоков", самодостаточному по форме и индивидуальному по содержанию. И, безусловно, достойному внимания, ибо ничто не требует такого искусства в исполнении как простота.