Интерьер с элементами органической архитектуры

Яркий, неординарный образ этого интерьера — результат сложных исходных вводных, от непростой архитектуры пространства до функционально насыщенного задания на проектирование

Дата публикации 28.09.2016

Фото: Алексей Князев

Текст: Ольга Вологдина

Автор проекта: Юлия Вишнепольская
Андрей Карцев
Александр Полковников

Журнал: N10 (220) 2016

Эта московская квартира на Бе­реговой улице была одним из наиболее сложных проектов в практике архитектурного бюро Андрея Карцева и Юлии Вишне­польской. Трёхуровневое пространство изначально обладало непростыми параметрами: большие перепады высоты потолков (максимально до 4,5 метра), необычная форма окон, обилие коммуникаций и несущих элементов, изрезанная форма плана. Помимо «тяжёлой» архитектуры, эстетические и функциональные пожелания заказчиков — семьи с тремя детьми — также были весьма неоднородными.

Выгнутые плоскости и вентиляционные решётки камина сделаны из того же четырёхмиллиметрового металла, что и ограждение лестницы. Внешне они выглядят лёгкими, на самом же деле технологически это тонкая и уникальная работа

«У каждого из домочадцев были свои пожелания к будущему интерьеру, — рассказывает Юлия Вишнепольская. — При общей современной направленности интерьера им хотелось традиционных акцентов, артистичности... В общем, всю совокупность непростых, порой взаимоисключающих исходных данных нужно было привести к одному знаменателю, создать такой объём, который решил бы функциональные и эстетические задачи».

Архитекторы переработали каллиграфический рисунок таким образом, чтобы орнамент представлял собой единую, неразрывную линию, для того чтобы конструкция из тонкого металлического листа приобрела жёсткость и стала несущей

Юлия Вишнепольская рассказывает: «Хотя современный дизайн и предполагает возможность самых разнообразных решений, нам было непросто объединить все возникшие планировочные противоречия и технические сложности в единое гармоничное целое, но именно они позволили создать совершенно необычный образ этой квартиры».

Получив техническое задание на количество и функционал помещений, архитекторы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что удобнее всего будет разместить приватные комнаты на первом этаже, общественную зону — на втором, а библиотеку и один из кабинетов — на третьем. Такое нестандартное зонирование удалось применить благодаря тому, что и на первом, и на втором уровне квартиры есть входная дверь.

Радиусная лестница является уникальной конструкцией. С одной стороны её ступени опираются на несущую стену, а с другой — на ажурное ограждение, что делает её зрительно лёгкой, невесомой

Связующим звеном, внутренним стержнем всего пространства стали необыкновенные авторские лестницы

Как замечает Юлия, винтовая лестница сама по себе нравится всем без исключения. Вот и в этом интерьере она стала центром композиции второго этажа. Вторая лестница, ведущая с первого на второй уровень, по сложности технического исполнения — вещь вообще уникальная. Всё дело в ажурном ограждении, выполненном методом лазерной резки из четырёхмиллиметровых листов металла. Хотя радиусная лестница и классическая по форме, однако за счёт тончайшего ограждения, на которое приходится большая часть веса конструкции, она оказалась чрезвычайно сложна в расчётах и реализации. С эстетической же точки зрения металлический ажур, визуально лёгкий, словно рыбацкая сеть, привлекает к себе всё внимание и становится доминантой интерьера.

Общественные помещения в квартире организованы на втором этаже, тогда как приватные — на первом

Огромные обтекаемые колонны особенно эффектно контрастируют на фоне тёмно-баклажановых графичных лестниц и камина. Эти объёмные белоснежные великаны — ещё одна важнейшая тема интерьера.

«Такие вертикальные элементы — решение вынужденное, — продолжает свой рассказ Юлия, — с их помощью мы скрыли, замаскировали бесчисленное количество вертикальных коммуникаций и бетонных колонн, расположенных в самых неудобных местах. Мягкий, плавный переход от них к потолку также был сделан намеренно. Высота потолка на втором этаже — 4,5 метра, а само пространство узкое и вытянутое. Таким образом мы постарались выровнять пропорции, визуально понизить уровень потолка, сделать объём сомасштабным человеку».

Связующим звеном, стержнем пространства стали авторские лестницы

Столовая находится в узком вытянутом пространстве, изрезанном вдобавок вентиляционными трубами. Для того чтобы сделать проходы для людей более удобными, трубы спрятали внутри массивных белых колонн. А чтобы визуально понизить высоту помещения и сделать пространство соразмерным человеку, архитекторы использовали мягкий, обтекаемый переход от этих элементов к потолку и от потолка к стенам.

Кухня находится рядом со столовой

Отдельное внимание архитекторы уделили проектированию индивидуальной мебели — это и радиусный рабочий стол с выдвижными ящиками и с полками для книг в спальне старшей из дочерей, и многочисленные библиотечные полки и шкафы в кабинете на первом этаже.

Спальня дочери